Чей Перекоп? Как Киев и Симферополь о границе спорили

Чей Перекоп? Как Киев и Симферополь о границе спорили

Успехи в борьбе за границу имели большое значение для реализации амбициозного плана Киева по полной экономической блокаде полуострова

100 лет назад, 29 августа 1918 года, в целом завершился малоизвестный, но важный пограничный конфликт между Украиной и Крымом.

Киев претендовал на владение Перекопом — «ключом» от полуострова, Симферополь же стремился овладеть Ченгаром.

И хотя на этих позициях линия границы, в конце концов, не изменилась, Украина получила другую важную территорию, которой, после перерыва, обладает до сих пор.

Приход к власти в Украине гетмана Павла Скоропадского, который сразу заявил претензии на Крым, и возникновение там Краевого правительства,которое те претензии сразу решительно отвергло, привели к началу противостояния между Киевом и Симферополем.
Пограничный спор началась еще 7 июня 1918 года, когда в крымский город Перекоп прибыла украинская комендатура.

Ее представители заявили крымском городскому голове Перекопа А. Ханчасову и голове Перекопской уездной земской управы М. Тайчанському, что «город и расположенная к северу от него часть уезда, протяженностью около 5000 десятин земли, принадлежащей городу, входят в Украину» и » рубежом Перекопского и Днепровского уездов является вал, находящийся в южной части города Перекоп «.

На следующий день оба чиновника пожаловались в Симферополь на украинцев.

К докладной записки была добавлена историческая справка с обоснованием принадлежности Перекопа с окрестностями к Крыму:
«Земля выделена городу Перекоп и пригороду его, именуемом «Армянским базаром», согласно Высочайше утвержденным решением Государственного Совета от 5 января 1853 в количестве 6958 десятин 703 квадратных саженей , границы которой начинаются от урочища Ингизы в 6-7 верстах к северу от самого города Перекопа до имений «Уч-Джулга» и «Тузлы» — южнее Армянского Базара на расстоянии почти 12 верст «.

Тем не менее, старые органы самоуправления были вынуждены переехать в Армянск, а Перекоп остался за украинцами.

Насколько можно понять из слов заместителя министра торговли Украинского Государства Владимира Ауэрбаха, как в этом случае, так и в вопросе блокады полуострова инициативу проявил именно Киев:

«Поддавшись на немецкую провокацию, украинское правительство посягнуло на северные уезды бывшей Таврической губернии, а затем, добиваясь контроля над всем Крымом, вступило с ним в экономическую войну, запретив вывоз туда хлеба и других товаров «.

3 июля 1918 назначенный Украиной новый городской голова Перекопа Федоров опубликовал объявление для горожан, в котором отмечалось, что «Перекоп отнесен к территории Украины с образованием в нем самостоятельного городского самоуправления, а потому арендные платежи с городской земли, находящейся на северной стороне от Перекопского вала, подлежат поступлению в кассу городской управы, которая располагается в городе Перекопе, а не в Армянске. в противном случае вывоз хлеба арендатору не будет разрешен «.

Таким образом, не только хлеб и промышленные товары, но и налоги с Перекопа уже не могли попасть в Крым, а оставались в распоряжении украинской казны.

Соответственно и крымские товары, главным образом фрукты, табак и вино, задерживались на полуострове, позже премьер краевого правительства Сулейман Сулькевич распорядился не вывозить из Крыма соль.

Между пограничниками двух стран иногда вспыхивали перестрелки.

В дополнение к этому было прервано телеграфное и почтовое сообщение между Киевом и Симферополем, что изрядно осложняло достижения компромисса.

Получив известие о ситуации с Перекопом, Сулькевич распорядился подготовить специальный документ для решения вопроса о границе между Крымом и Украиной.

Между 7 и 9 июля 1918 были утверждены наставления представителю краевого правительства в Киеве В. Коленському (Каленковському?) на будущих крымско-украинских переговорах.

«1. Государственная граница должна, в основном, совпадать с действующими до сих пор административными границами уездов.

Отклонение от этого порядка может быть допущено только в том случае, если сохранение старой границы, которая имела лишь узкое административное значение, окажется при новом положении дел искусственным, то есть нарушающим хозяйственные интересы Крыма, или вредным для Крыма как самостоятельного политического организма, в указанных выше отношениях.

2. Чонгарский полуостров должен быть включен в пределы Крыма, хотя он в административном отношении до сих пор ему не принадлежал …

3. На крайнем востоке граница должна пройти по проливу, отделяющем Арабатскую стрелку от материка.

При этом окажется, что часть портовой станции Геническ с ее водоснабжением лежит за пределами Украины.

Однако, это обстоятельство никоим образом не должна давать оснований соглашаться провести границу поперек Арабатской стрелки таким образом, чтобы вся территория портовой станции Геническ отошла к Украине, поскольку это уменьшает территорию Крыма и лишает его определенной доли государственного имущества без компенсаций …

Если Украина при этом не откажется от своих притязаний на эту территорию, то вопрос о Геническе должно быть связан с вопросом о Чонгарском полуострове на почве компромисса.

Уступка Украины на Чонгаре будет компенсироваться уступкой на Арабатской стрелке.

Пределом уступок должен быть полный обмен: в обмен на Чонгарский полуостров Крым отдает Украине ту часть территории на Арабатской стрелке, которая лежит в полосе отчуждения станции Геническ.

Во всяком случае, граница должна быть проведена таким образом, чтобы в Украину отошла бы только земля, строго необходимая для железнодорожной станции, и только в пределах существующей полосы отчуждения …

Таким образом, желательно получить Ченгар в полную собственность в обмен на передачу Украине права временного пользования частью вышеупомянутой Арабатской стрелки «.

Одновременно Сулькевич подписал составленную министром внутренних дел Крыма «Инструкцию председателю Комиссии по проведению государственной границы между Крымом и Украиной».

В состав Комиссии, кроме головы, входили: секретарь, представитель министерства земледелия, ротмистр пограничной стражи для советов по техническому оборудования границы и эксперты из числа местных жителей, предназначенные представителями земского и городского самоуправления.

Но посягательства краевого правительства на Чонгар и Арабатскую стрелку имели совершенно противоположные последствия.

Скорее всего, узнав о требованиях крымской стороны о проведении границы по пролива и обоснованно опасаясь за судьбу водоснабжающей станции своего города, украинский комендант Геническа решил действовать на опережение.

В течение 23-25 июля 1918 года по его приказу был проведен местный референдум, на котором большинство жителей северной части Арабатской стрелки, кто добровольно, кто принудительно, согласились войти в состав Украины, после чего эту территорию заняли украинские войска.

Фактически граница пролегла поперек Арабатской стрелки на расстоянии примерно 42 км к югу от Геническа и 75 км к северу от крепости Арабат — на несколько километров севернее современной административной между Крымом и Херсонской областью.

Под украинский контроль попали 9 сел, 4 соляные промыслы и 2 хутора. На границе был построен таможенный пост, стражи которого, осуществляя на месте политику экономической блокады полуострова, были обязаны «не выпускать за пределы границы никаких товаров, продуктов и скота, что вывозился из Украины, всех прохожих, проезжих и плавающих у берегов .. . у тех, кто пытается проникнуть тайно, осуществлять выстрелы «.

Обе стороны конфликта апеллировали к немецкому командованию в Симферополе. Сохранилась докладная записка генического городского головы генералу Роберту Кошу от 13 августа 1918 года, в котором тот просил не менять установленный статус-кво:

«Стремление Крымского Краевого правительства к немедленному отделения от Украины Арабатской стрелки в пролив Тонкий и присоединения всего водного пространства Сиваша весьма тяжело отзовется на населении и его экономической жизни:

1. 4000 жителей населения Арабатской стрелки неразрывно экономически связанны с Геническом и его районом (особенно в этом году с неурожаем хлеба и кормовых продуктов, и лишение их возможности сообщения с Украиной смерти подобно)

2. присоединения водного пространства Геническа и Чонгарской части Сиваша в настоящее время сезона ловли рыбы — кефали, единой организации рыбаков города Геническа, может лишить их возможности добыть этот продукт питания, что безусловно вредно отразится, особенно в настоящее трудное время, на интересах всего населения в общем и 500 ловцов рыбы и их семьях в частности;

3. расположенные на Арабатской стрелке соляные промыслы приступили к выпаривания соли рабочими силами города Геническа, откуда и получают все продукты питания, и нарушить эту работу, казалось бы, не в интересах общегосударственных.

Вышеизложенные обстоятельства и ходатайство всего населения Арабатской стрелки, организации рыбаков, предпринимателей соляных промыслов и 400 рабочих побудили меня беспокоить Ваше Превосходительство покорной просьбой об оставлении на прежнем положении указанной территории в экономическом отношении в Украине вообще, и Геническе в частности, что-бы избежать осложнений, которые могут возникнуть при перемещении с Арабатской стрелки голодного населения, безработных рыбаков и рабочих соляных промыслов «.

Вопреки некоторым тогдашним газетным сообщением, крымско-украинский пограничный конфликт продолжался все лето.

«Перекоп до настоящего времени занят украинскими войсками, занимающих северную часть позади вала», информировал Сулькевич Коша еще 20 августа 1918 года, но уже 29 августа направил джанкойскому уездному голове телеграмму, в которой сообщалось:

«Немецкое командование, объявляя о запрете выезда и въезда в Крым с 5 августа 1918 года, указало, что северная граница Крыма находится в 8 верстах от города Перекопа … законность существования отдельной Перекопской городской управы не признается».

В этот же день руководитель канцелярии Министерства внутренних дел крымского правительства сообщал телеграммой к Крымский Краевой банк: «Город Перекоп находится на территории Крыма. Граница между Украиной и Крымом проходит в 8 верстах к северу от Перекопа. Такого взгляда придерживается и немецкие власти. Это видно из их объявления по поводу выезда и въезда в Крым «.

Также в этот день перекопский уездный голова (крымский чиновник, находившийся в Армянске) проинформировал МВД, что донес позицию немецкого командования до украинского коменданта города — и только после этого киевские чиновники отступили с Перекопа.

Арабатская стрелка осталась в составе Украины.

Таким образом, крымско-украинский пограничный конфликт завершился, в целом, в пользу Украины.

Хотя Киев и был вынужден под немецким давлением отказаться от ранее занятого Перекопа, он контролировал его на протяжении еще почти трех месяцев, а северную часть Арабатской стрелки удерживал и в дальнейшем — до падению власти Скоропадского (а после перерыва в три десятилетия эта территория снова стала частью «материка» и является украинским сейчас).

И еще большее значение имели украинские успехи в борьбе за границу для реализации другого амбициозного плана Киева — полной экономической блокады полуострова.

 
Сергей Громенко
историк, кандидат исторических наук, журналист

Источник — проект Наша революция 1917-22 — читайте по ссылке оригинал на украинском языке.