О прибрежных землях Утлюкского лимана.

Прибрежные земли Утлюкского лимана, как и все другие земли, вокруг Геническа, имеют свою историю. А эти земли — особенную. Они определяются как северо-западное Приазовье. Исторически эта местность входит в так называемый «Квадрат Геродота».
Они находятся на землях между Геническом и Перекопом на запад, Запорожьем на север, Мелитополем на восток и опять на Геническ, но уже на юг. Хотя и называется он «квадрат», но это неправильный четырехугольник. Сам же этот «квадрат» входит в земли, называемые «Диким полем» и в Украине называется Под-днепровьем. Географически это и есть северо-западное Приазовье, в том числе и земли, прилегающие к Утлюкскому лиману. Название лиман получил от названий двух небольших речек протяженностью до 60 км — Большой и Малый Утлюк. В их междуречье когда-то была еще одна малая речка — Атманай. Эта небольшая территория между Мелитополем и Геническом – неотъемлемая часть Дикого поля. Дикого не только по суровости мест, но по необузданности своей истории.
С давних-предавних времен в VI — III тысячелетиях до н. э. в этих землях проживали арийские племена, а затем их потомки киммерийцы — кимеарийцы, скифы, сарматы. И эти земли со стороны побережья усиленно колонизировались греками. Арии, как народ, определились на южных землях нынешней Запорожской области, о чем есть многочисленные археологические исследования (1, 14).
Отсюда арии в 2200 г. до н.э. ушли на юг в Малую Азию к шумерам и в Вавилон, о чем свидетельствует даже Ветхий Библейский Завет. Это были мудрецы и воины. Приазовские жрецы -арии вели точный метеорологический календарь, следы которого сохранились на Каменной могиле под Мелитополем: лунный и солнечный. Здесь же они построили первую обсерваторию в мире на могиле Высокой (47).
Именно отсюда, из Приазовья знания жрецов были перенесены в IV тысячелетии до н. э. в Индию и Тибет. Приазовские арии создали линейное письмо — праписьменность всех времен и народов.
Древняя степная лошадка — тарпан, абориген степей Дикого поля — предок нашего домашнего коня. А само Дикое поле — одно из трех мест на Евразийском континенте, где водились дикие лошади. И приручение этой дикой лошади впервые в мире произошло в долине рек Большой и Малый Утлюк на речке Атманай — т. е. конь — «ат». (Джейм Патрик Меллори, лингвист). Этим арии сделали главнейший подарок человечеству — приручили дикого коня.( Девид В. Энтони, археолог, он же в 1990 г. обосновал выводы: коня приручили не 1,5 тыс. лет до н. э .в центральной Азии, а 4 тыс. лет до Р.Х. в Подднепровье).
Приазовские арии первыми изобрели легкое колесо с ободом и спицами, подобно траве перекати-поле, называемой курай. И изобрели хомут. Он-то и определил лошадь и вола-быка, как основную тягловую силу в миграционных процессах (1). Ариям принадлежит честь привода одомашненных лошадей в Египет и Израиль.
Потомки ариев , киммерийцы – кимеарийцы , создали боевую конницу, изобретя бронзовую упряжь для лошадей, чем во много повысили ее боеспособность. В ХV — ХIII столетиях до н. э. — период поздней бронзы — в районе Новотроицка занимались изготовлением бронзы и изделий из нее (14).
На землях Подднепровья возникла первая земледельческая цивилизация степного типа — Триполье, опередившая на много Индию, Египет и Междуречье. Из роду — племени ушедших в Вавилон ариев — хатиян, великий Давид взял себе жену, от которой родил мудрого Соломона. Хатиянка — потомственная приазовская арийка, особой красоты и достоинства, как и все украинские женщины.
Ушедшие из Приазовья арии на Балканы создали общность «морских людей», сформировавшихся в культурную греческую нацию (14).
Азбука этрусков Италии, алфавит карийцев Малой Азии, письмо эллинов — все это принадлежит народу Дикого поля, в III тысячелетии до н. э. покинувшего его.
Оставшаяся часть известна как киме — арийцы. По Геродоту, до греков и скифов, в Подднепровьи жили киммерийцы , а точнее кимеарийцы — древнейший народ, название которого известно, народ — абориген — воин — конник с железной булавой и мечем. Именно кимеарийцы оседлали коня , и надели штаны — шаровары. До них лошадь использовалась только в повозках. Им принадлежит честь впервые выплавивших железо из болотной руды в XV ст. до н.э. и изобретение стали в Х ст. до н. э. Но повторить арийцев они не смогли. Не сделали этого и скифы. И те, и другие исчезли под нашествием готов, а остались самые дикие и отсталые — тавры, но по иронии судьбы их именем назвали Крым и побережье. Но скифы отличались своей военной удачей. И одна из легенд Полибия, якобы дошедшая от Геродота, повествует о том, что скифы, победив иранского царя Дария, непобедимого до них никем, взяли с него контрибуцию. И она равнялась в современном пересчете не менее, чем 16 железнодорожным вагонам. Спрятали ее в специально выкопанных подземельях «в двух дневных переходах на полдень от Каменной могилы» на побережье Утлюкского лимана. Куда потом делись эти драгоценности, и были ли они вообще — об этом история умалчивает, но катакомбы под Геническом есть. Об этом раздел «Катакомбы.»
А пришедшие греки колонизировали эти земли в основном вдоль берегов и создавали мифы. Мифы греков рождались в Таврии, на берегах Меотиды (Азовского моря). Здесь побывали: хитроумный Одиссей, отважный Ахилл, знаменитый Геракл и крупнейшие греческие ученые: Геродот и Гиппократ, Аристотель и Плиний Натуралист и множество других.
Вытеснили из наших земель греков и скифов сарматы. Они же изобрели железную сбрую и создали тяжелую конницу. Но в истории народной они памятны не этим, а своим уважительным отношением к женщине: нигде в мире, кроме как на землях Украины и, в частности, в Подднепровье, так уважительно и равноправно к женщине не относились. Женщины всегда были равноправны, а нередко и образованны. О пребывании скифов, греков и сарматов в наших землях написано очень много, но, завершая эту главу, хочу обратить внимание на два момента.
Первые христиане в землях Дикого поля — Подднепровья, в том числе и в Геническе — Неонтихосе, появились в 50-е г. н. э., на ранней заре христианства после благодатного миссионерского похода апостола из числа 12 Андрея Первозванного, побывавшего у нас согласно апостольского жребия после вознесения Иисуса Христа.
И второе. В 860-862 гг. стараниями великих Солунских братьев, учителей словенских Кирилла и Мефодия, пришедших в наши Приазовские земли, родилась старославянская азбука. Именно здесь , в северной Таврии впервые были написаны по-славянски Псалтырь и Евангелие от Иоанна. А уже отсюда братья ушли в Моравию, так как приходили они в автономную хазарскую «Землю хасаков» Дикого поля по просьбе самих «косаков» — «дабы обучить местное население грамоте» (2) христианской.
А. В. Карташов, профессор Парижской духовной Академии, обер-прокурор Священного Синода в 1917-1918 гг., автор «Истории Русской Церкви» написал о нашем крае так: «Северо-западное Приазовье — одно из немногих мест на Земле, откуда произрастает цивилизация».

И в заключение этой главы:
Немного о Бирючем острове — восточной оконечности Утлюкского лимана.
Островом он называется условно, т.к. полгода остров, когда заливается Федотова коса, соединяющая его с материком в период осенних и весенних штормов, и полгода полуостров.
Привожу две версии относительно названия острова Бирючий.
Официальная: После поражения в Азовской войне 1696-8 г. Петра-I , с турками был заключен мир, один из пунктов которого касался и о. Бирючий. На нем в силу его особого опасного мореходного положения, был учрежден «бирюч» – специальный посланник крымского хана, оглашатель и блюститель ханских указов. В его подчинении находились смотрители берегового маяка, состоящие «из отставных российской армии солдат-казаков», т.к. татары не разбирались в навигации, а турки жить на острове, из-за суровости климата, не могли. Жалованье — содержание платили обе враждующие стороны: Россия и Турция.
Это чуть ли не единственный случай в морской истории, когда воюющие стороны содержали смотрителей маяка. Настолько важное значение ему придавалось.
И неофициальная: Проживавшие на острове отставные солдаты жили бирюками, — т. е. чуть ли не отшельниками, строго «чоловічим гуртом».
И та и другая версии названия острова Бирючий имеют право на существование (44).
Есть и третья версия о. Бирючего. К ней причастен А.С.Пушкин, побывавший в наших землях в 1820г.
Об этом см. «Пушкин в Приазовье.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *