О блоге

Генический блог - для всех, желающих самостоятельно разместить свои стихи, рассказы, скетчи, интересные случаи из жизни. Для общения, для творчества и для самовыражения.

Мы рады видеть вас на страницах нашего журнала

Поиск
Реклама
Видео дня

А. С. Пушкин в Приазовье.

В 1820 г. А. С. Пушкин, уже известный автор , в возрасте 21 года был выслан из Петербурга. С помощью друзей , ссылка в Сибирь была заменена на южную, и А. С. Пушкин , отправился под покровительство генерала И. Н. Инзова, наместника Бесарабии.

В ссылку Пушкину было предписано отправиться в Екатеринослав (ныне Днепропетровск) по глухим местам Белорусского тракта до Киева, где предстояла встреча с другом отца, героем войны 1812 г. — генералом Раевским.
К средине мая поэт приехал в Екатеринослав и представился Инзову. Его подорожная сообщала, что он «переводится по службе , и прибыл как курьер». Это было первое знакомство Пушкина с Украиной. Всего Пушкин совершил по Украине 22 поездки, половину из них по Таврии, остальные по Крыму и Херсонщине (21). Пока в конце мая за ним не приехали Раевские, Пушкин поехал нашими Подднепровскими землями: побывал у знаменитого казацкого дуба в Запорожье на Хортице, переправился через Днепр у Кичкаса (1) и поколесил дорогами Дикого поля, Молочной, Утлюкского лимана и побережья Азовского моря — Лукоморья. В конце мая за ним приехали Раевские. И через два дня, за это время Пушкин поправился от простуды (простудился Пушкин искупавшись в Утлюкском лимане в мае месяце ), с разрешения Инзова они отбыли на Кавказ. «В Крым поэт с Раевскими прибыл в порт Феодосия судном, груженным шерстью и солью» (30).
Гостя у Раевских, он путешествовал по Крыму верхом, а «в горы подымался , держась за хвост татарской лошади». К чести Пушкина принадлежит открытие березок в Крыму (34), где пребывал он до начала сентября. А в ссылку отправился из Бахчисарая в Кишинев, куда прибыл в конце сентября. Дорога в ссылку шла через Перекоп, Чаплынку, Черную Долину, Каховку, Берислав, Дарьевку, Херсон, Белозерку и дальше.
В Херсоне Пушкин остановился ради памяти своего деда Ивана Абрамовича Ганнибала, по материнской линии. Дед его был сыном «арапа Петра Великого». Генерал И. А. Ганнибал был назначен главным строителем Херсонской крепости, верфи и церквей.
Был Пушкин и Белозерке, бывшем имении Ганнибалов, пожалованному ему Екатериной II, которое он в 1784 г. продал князю Безбородько.
Вторично Пушкин посетил Херсон в 1824 г. и связана эта история с саранчой: его, коллежского советника коллегии иностранных дел, как и других чиновников, Новороссийский генерал-губернатор Воронцов командировал на борьбу с саранчой в Херсонский, Елисаветградский и Александровский уезды. Приехал Пушкин в Херсон 25-26 мая 1824 г., когда ему было 25 лет, для «борьбы с саранчой». Судя по письмам Липранди, Вяземского, Вигеля и самого Пушкина, он «был глубоко оскорблен предложением , принять участие в экспедиции против саранчи» (21). Гонялся ли он за саранчой, не известно, скорее, что нет, а вот венгерское вино на свое 25-летие в имении Добровольского Л. Л, «пивал, да и стихов декламировал изрядно».
С тем и вернулся в Одессу, где и пребывал до августа. После чего, с позволения царя и по ходатайству Воронцова, был препровожден в свое родовое имение Михайловское. На этом его южная ссылка закончилась. Пробыл Пушкин на юге Украины с мая 1820 по август 1824 г. (35).
В 1937 г. отмечалось 100-летие со дня гибели поэта. К этой дате в Геническе был открыт памятник Пушкину в центре города на площади Соборной (Ленина). Разрушив в 1936-37 гг. Успенский собор, на том месте разбили парк, поставили памятник Пушкину — бюст на пьедестале — и назвали Пушкинским. Простоял он до мая 1942 г., пока немцы гусеничным тягачом — бронетранспортером не сорвали пьедестал и отволокли в сторону. А на том месте устроили кладбище, где захоронили 22 хорватских моряков с подорвавшегося на мине в Геническом проливе немецкого тральщика. Позже там хоронили и других погибших и был обустроен даже «вечный огонь» (22).
Восстановили памятник Пушкину в 1953 г., и простоял он там до конца 60-х годов, пока его не перенесли во двор 4-й школы, где он стоит по сей день.
Ну а пребывание А. С. Пушкина в Диком Поле и Лукоморье Приазовья получило свое продолжение в его сказках, причем в самых известных, таких, как поэма «Руслан и Людмила».
И возвращаясь к теме ссылки.
6 мая 1820 г. с верным Никитой Козловым А. С. Пушкин стараниями друзей вместо сибирской ссылки отправился в южную. По дороге Пушкин задержался в Киеве, где впервые узнал много для себя нового об Украине. Среди источников такового были и хранители устной истории украинского народа — кобзари. До Екатеринослава поэт ехал на перекладных, не торопясь, останавливаясь на ночлег на почтовых станциях или городках, через которые приходилось проезжать. Любознательный и наблюдательный, он приглядывался к жизни простых людей, заводил разговоры с ямщиками, станционными смотрителями. Нередко, не дождавшись смены лошадей, уходил он один со станции вперед по дороге, разговаривая со встречными пешеходами. Везде были края, которые он еще мало знал. Так он проехал Золотоношу и Кременчуг (35).
Из Киева Пушкин убыл к генералу Инзову и, используя все свое обаяние, «испросил его соизволения» на поездки в Северную Таврию (29), пока за ним не приедут Раевские. Инзов «оказался простым и добрым человеком и даже велел выдать подорожные деньги» (35). Путеводителем Пушкину опять же послужили устные рассказы кобзарей из числа старых запорожцев, знавших былинную историю Украины. От них Пушкин узнал и о самой первой Приазовской Руси, и об «украх и украинянах» — особой древней касте жрецов: Русы — воины, дружинники, а укры — учителя, жрецы, хранители знаний. Эти потомки антов всегда жили в левобережной Северной Таврии.
На Пушкина очень сильное впечатление произвел своим величием и могуществом знаменитый Казацкий дуб на Хортице, где он, переправившись через Днепр у Кичкаса (1), останавливался в своем следовании в Дикое Поле. Особые эмоции и впечатления произвели на поэта курганы Дикого поля, т. к. именно здесь находится центр притяжения духовных начал и основ как религии, так и письменности (14).
Рассказы старых кобзарей укрепили его в мысли о «непременности побывать в Лукоморье» — южной части Дикого поля — особом былинном месте. Странствуя этими Таврическими дорогами, а это было первое путешествие по Украине, Пушкин как губка впитывал в себя впечатления (29) и даже задержался на два дня от указанного в подорожной срока (21). Встретившись с Раевскими, он хоть и был очень простужен, вместе с ними поехал на юг Северной Таврии, а оттуда обратно берегом в Мариуполь и далее в Таганрог и на Кавказ (35) к чеченцам. А там они сели на судно, отправлявшееся в Феодосию (30). Так все вместе они прибыли в Крым.
Время пребывания в Крыму в августе 1820 г. было лучшими днями его жизни, в чем Пушкин не раз признавался (35). Именно в это время поэт под воздействием множества впечатлений и завершил свою самую большую сказку — былину поэму «Руслан и Людмила», где главным лейтмотивом проходят украинские впечатления. (29).
Прообразами Руслана и Людмилы послужили персонажи народных былин и даже реальные люди. Так в «Слове о полку Игореве» упоминается лукоморский половец хан Боняк Бурцевич — известный долгожитель — степняк, проживший без малого почти 200 лет: «Поганый Боняк … из Луку моря выторже … и паде Боняк в граде Киеве». Он был военачальником и волхвом (жрецом) (1) и послужил прообразом «злого карлы Черномора». А этот Боняк был геничанином — лукоморцем. Образ женщины — Змеи, способной обращаться то в женщину, то в змею, присутствуют в наших краях еще со времен Геродота (миф о происхождении Царских скифов от Геракла и женщины -Змеи) (10, 5). А в поэме Змея представлена колдуньей Наиной, правда, здесь она крылатая.
Скандинавские корни украинских князей прослеживаются в мудром Финне; волшебные сады — Потемкинские сады Тавриды и т. д.
Место написания «Руслана и Людмилы» сам Пушкин определил так: «забытый светом и молвою. Далече от брегов Невы…» и время — август 1820 г. — определяется как Крым, после всех впечатлений от поездок по Таврии и Кавказу.
Итак, «Руслан и Людмила».
1. У лукоморья дуб зеленый;
а) Лукоморье — лука моря — подобно — лука седла — изгиб берега моря. С давних — пре давних времен это название имеет побережье Утлюкского лимана Азовского моря у Геническа (1). И называется оно Ут — Люк или Ут — Лук. Ут — от слова утлый (подобно — утлое суденышко), малый. Люк, Лук — малый изгиб берега — Лукоморье. Это название двух небольших речушек, буквально в нескольких километрах на север от Геническа — Большой и Малый Утлюк.
Утлюкский лиман в период крымского ханства назывался — Сагайдак — «лук — берег фигурою лука вышел, потому от татар тем урочище зовется» (44)
б) Дуб зеленый — особое впечатление, как уже говорилось, произвел на Пушкина Казацкий дуб. А подкрепились впечатления еще и тем, что в Диком Поле и на побережье с давних арийских времен «расселялись» дубы — особо почитаемые деревья среди арийцев и их потомков. Росли они одиночно и часто были местами поклонений. Почитание дуба осталось и доныне у германцев.
2. Златая цепь на дубе том;
Для защиты священных деревьев от молнии, т. к. были дубы одиноко стоящими, киммерийцы (кимеарийцы) и их потомки придумали способ защиты — железные цепи, выполняющие роль молниеотводов — защиты от «небесного огня». Кроме того, железные цепи придавали дубам особые свойства — особо прочную древесину (31). Относительно «златой» цепи можно предположить следующее:
а) цепь имела красно — желтоватый цвет, поскольку изготавливалась из болотной руды (31,14);
б) песок и ветер, а ветров у нас всегда хватало с избытком, шлифовали цепь, придавая ей особый охристый оттенок. А фантазия Пушкина вполне могла это обратить в «златую». Но это всего лишь допущение.
3. И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
а) кот ученый в магической символике — это символ тайных знаний, магических сил. Так Наина, используя тайные силы, обращалась в кота.
б) кота ученого можно представить и как «ука» (подобно — наука) — брахмана, жреца, хранителя тайных знаний (32). Возможно, Пушкин употребил образ мудрого говорящего кота с целью символической связи с «уками» — одним из древнейшим , праславянским племенем, обитавшем в наших землях.
С санскрита — уки — коты.
Цепь и кот — символы этих знаний и связи времен, а времена, как всегда было известно — «возвращаются на круги своя». Кот также служит символом одинокого отшельнического существования, независимого ни от кого. В народе говорят: «Кот ходит сам по себе». Физическим образом дикого кота для Пушкина вполне мог послужить до настоящего времени обитающий в устье Днепра и плавнях камышовый кот (31). Еще в XVII в. в устьях Приазовских речек, вокруг Молочной, водились малоизвестные животные — кошки (15), очень похожие на камышовых котов (Д. Яворницкий).
4. Относительно леших и русалок, так это неотъемлемые персонажи украинских сказок.
5. Следы невиданных зверей;
Это действительно так: какой след мог оставить четырехметровый полоз, когда еще в 1812 г. в Серогозах от него едва убегали? (14). А если он свернется колесом и станет преследовать всадника с конем? А были ведь и другие диковинки, такие как микро кенгуру — тушканчик. А бурые волки? Только на Утлюкском побережье были бурые волки: везде серые, а здесь бурые (31) — бирючи.
С именем Пушкина связана и одна из версий названия о. Бирючий. Именно он обратил внимание на связь названия бурого волка и острова одним именем: толи остров Бирючий от водившихся там бурых волков — бирючей, толи волки бирючи от того, что водились на о. Бирючий. «Бирюч» — тот же волк, только злее волка — рыжий лукоморский волк (44).
6. Там русский дух, там Русью пахнет,
— хотя и дописал Пушкин эту фразу позже, но факт есть факт, о чем уже было ранее: первейшая Русь была Приазовская (2).
А посему, с достаточной степенью вероятности, А. С. Пушкин вполне мог быть в Генических землях. Возможно, и в Геническе — заездом, проездом, на почтовой станции (дорога Мелитополь -Феодосия работала с 1779 г. (18)).
И если такое произошло, то произойти это могло между 15 и 31 мая 1820 г.
А там, хотите, верьте, хотите, нет:
Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой.