Время цепко хранит тайну. Но белые пятна истории нет-нет, да и заполняются добытой людьми информацией. И тогда яснее прошедшее, тайное становится явным.
Я не историк, а потому, не мудрствуя, перечислю в хронологическом порядке доподлинно известные сведения о далеком прошлом Геническа с тем, чтобы приступить к главной своей задаче – рассказу о городе конца XIX и начала XX веков.
Территория Геническа была заселена еще в эпоху поздней бронзы, о чем свидетельствует обнаруженное здесь погребение II тысячелетия до н.э.
На Арабатской стрелке
найдена известняковая антропоморфная стела с сарматским
знаком, датируемая II-III в. н.э. [1]
В 1987 году на дне пролива у портопункта найдено судно XI-XII вв. Состав груза свидетельствует о том, что пришло оно к берегам Приазовья из Таврики. [2]
Название Арабатская – тюркского происхождения, обозначающее езду. Через стрелку проходил путь, связывающий южную и восточную части Крымского ханства.
Вот описание стрелки:
«Она образуется гнилым и Азовским морями. Вверху ее отделяет очень узкий пролив от Восточного Ногая, который называется проливом Цениске.
Она безлесна, плоска и ровна, и только изредка на ее поверхности виден песчаный холм...
Хан держит там свои конские заводы. Русские называют ее Еничи; в 1736
году они построили у пролива шанцы того же названия, но скоро снова их разрушили». [3]
Крепость, как видно, стояла здесь и до появления русских, что подтверждается сетью подземных коммуникаций большой протяженности.
Известно, что одна ветка
хода от порта идет в сторону Семихаток, вторая параллельно обрыву в сторону Юзкуев, третья – в сторону Каракуйской дороги.
Все три магистральные ветки имеют
густую сеть переходов и запасных выходов. Ширина их позволяет разминуться двум подводам, а высота – ехать конному всаднику.
Возможно их строили нагайцы, но
может быть и более раннее происхождение.
В русско-турецкую войну (1735-1739 гг.) войска командующего русской армией генерал-фельдмаршала Петра Петровича Ласи дважды вторгались в Крым по Арабатской косе
и в 1737-1738 гг. дважды наносили удар в тыл противника. [4] Путь войск пролегал через Геническ.
Во время войны с Турцией в 1768-1774 гг., закончившейся подписанием Кучук-Кайнарджийского мира, через пролив Тонкий на стрелку по мосту из лодок протяженностью
в 106 метров в 1771 году переправилась часть армии генерал-аншефа Василия Михайловича Долгорукова.
Пройдя косу, она штурмом овладела турецко-татарскими крепостями Арабат и Еникале. [5]
В 1783 году Крым присоединяется к России. А первое упоминание о Геническе в русских документах содержится в указе Екатерины II от 10 февраля 1784
года «Об устройстве новых укреплений...» в том числе блокгауза «у Еничи, где переправа на Арабатскую стрелку.» [6]
Эта дата стала временем основания города.
Уже в 1786 году здесь действовал рыбный заводик.
Поселок образовался на земле, отведенной от казны в начале XIX века, для развития соляного промысла и для доставления удобств в перевозке соли с юга во
внутрь России. [7] С 1812 года встречаются два параллельных названия: Геническ и Усть-Азовск.
В 1816 году в нем насчитывается всего 159 ревизских душ. В 1822 году в Геническе уже 468 жителей и 40 дворов.
Население кроме добычи соли
занимается рыболовством, скотоводством и земледелием. На хозяйстве в поселке имелось 408 лошадей, 558 голов крупного рогатого скота и 1058 овец. [8]
Через генические земли проходила дорога, по которой чумаки везли соль из генических и крымских озер на Украину и в южные районы России.
Здесь же
находилась контора и склады солепромыслов.
Необходимость транспортировки в глубь страны и за границу соли, зерна, шерсти заставляет государство в 1835 году приступить к возведению первых
портовых сооружений.
В этом же году из Мелитополя через Геническ в Феодосию по Арабатской стрелке был проложен почтовый тракт с пятью станциями. [8]
В 1837 году Геническ стал местечком и вошел в Юзкуйскую волость Мелитопольского уезда Таврической губернии. [8] Грузооборот порта не известен.
Но тот
факт, что в мае 1855 года на Геническом рейде стояло в ожидании загрузки 11 греческих и финляндских пароходов, о чем-то говорит. [9]
В 1855 году на протяжении 48 дней здесь размещалось 52162 пехотинца, 5 легких артиллерийских батарей с обслугой
и пять казачьих полков. [10]
Для защиты Севастополя в Геническе как ни в каком другом азовском порту, было сосредоточено много складов с большим запасом
провианта, хлеба, фуража.
Поэтому, как только англо-французская эскадра появилась в Черном море, возникла опасность проникновения ее кораблей через незащищенный пролив в Сиваш.
Опасаясь нарушения связи полуострова с севера, командование штаба русской армии для организации защиты населенного пункта и Сиваша посылает в
Геническ полковника князя Лобанова-Ростовского.
Имея в подчинении всего батальон пехоты,
200 донских казаков и 2 орудия легкой батареи, князь все суда, какие можно было ввести в Сиваш, направил туда, а пролив забаррикадировал четырьмя старыми
шхунами, нагрузив на каждую 1000 пудов каменного угля.
Затонув, шхуны создали надежное заграждение. (На том месте, посреди гирла образовался меляк). Мероприятия
оказались не напрасны.
Прорвавшись в Азовское море, неприятель быстро уничтожил слабую Азовскую эскадру, подверг обстрелу Бердянск и 16 мая 1855 года числом
в 16 вымпелов из винтовых фрегатов1 и пароходов подошел к Геническу.
Прежде всего они сожгли и потопили 11 стоявших на Геническом
рейде греческих и финляндских пароходов, капитаны которых были убеждены в том, что их не тронут.
Вскоре с эскадры на берег был послан парламентер с
требованием выдать немедленно запасы провианта и все суда спрятанные в Сиваше. На что князь ответил отказом.
После этого начался интенсивный обстрел
города из корабельных орудий. Во избежание напрасных жертв мирное население и часть воинских команд предварительно эвакуировали за город.
Вечером 17 мая с кораблей противника отошло несколько шлюпок с матросами, вооруженными фальконетами.
Прорвавшись через заграждение в проливе, они
принялись жечь баркасы и суда.
Но, умело используя артиллерию, русские солдаты и офицеры не только выбили десант из пролива, но даже заставили отойти
эскадру от берега, после чего та благополучно ушла в море.
Всего было сожжено до 8000 пудов пшеницы и овса, несколько провиантских складов, 130 лодок с частной и казенной провизией, повреждено много
казенных и частных домов, разрушена церковь.
При этом вражеская эскадра все же не смогла проникнуть в Сиваш и значительная часть мелкотоннажного
флота и провианта оказалась спасенной.
Летом этого же года на сравнительно короткое время в Геническе был открыт госпиталь.[9] [10] [11] [12]
Главным занятием жителей Геническа остается рыболовство, добыча соли из казенных озер, находящихся отсюда в 12 верстах и перевозка соли по
берегу, где она нагружается на суда и отправляется в Таганрог и другие азовские порты. [12]
В 1876 году от линии Лозовая-Севастополь, со станции Новоалексеевка, в Геническ прокладывается железнодорожная ветка. [8]
Теперь уже вывоз хлеба, соли и других грузов выходит из зависимости от навигационного периода порта и становится доступным практически в
любое время года.
Увеличивается и грузооборот порта.
В 1882 году жители ходатайствовали о переименовании местечка в посад и об устройстве
городского положения. По их просьбе исправник составил описание Усть-Азовска:
дворов посторонних лиц – 204; православная церковь – 1; почтовая контора – 1; русское училище – 1; торговых лавок – 20; водочных
складов – 3; винных – 1; рейнских погребов – 3; трактирных заведений – 3; вокзал железной дороги.
Примечание: живут в селении мировой судья, акцизный чиновник, чиновник управления государственных имуществ, земский и
ветеринарный врачи и дистанционный урядник». [13]
Развитие капитализма в России в конце XIX века вело к бурной торговле с зарубежьем.
Возрастал на мировом рынке и спрос на хлеб.
Все это способствовало быстрому
росту портового местечка и торгующих в нем компаний.
Геническ вступал в новую эпоху.
1 Фрегат – военный корабль – предшественник крейсеров.