КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ ГЕНИЧЕСКА

             Уважаемые геничане!

            По случаю вновь открывшихся обстоятельств, представляю вам крестного отца города Геническа, вице-адмирала Российского флота П.П.Бредаля.

            1.Личные данные.

            ФИО: Бредаль Пётр Петрович

            Год и место рождения: 1683г, Норвегия.

            Род занятий: Служба в Российском военном флоте.

            Звание: Вице-адмирал.

            Государственные награды: Кавалер ордена Святого Александра Невского.

            2.Краткая биография: Бредаль, Пётр Петрович (Peter Bredal); 1683—1756гг. Родился в Веёй, область Румедай, Норвегия. Сын пастора. Служил в датском флоте. В 1703г, по рекомендации вице-адмирала К. Крюйса, принят на службу в русский гребной флот унтер-лейтенантом. В 1705г назначен командиром бомбардирского судна. Был известен Петру Великому, выделявшего Бредаля, как отличного морского офицера. В 1715г, в войне со Швецией, Бредаль, командуя эскадрой из 4 фрегатов и 3 шняв, захватил 3 неприятельских капера. В 1733, назначен командиром порта в Архангельске, где положил начало самому порту, адмиралтейству и др. учреждениям. В конце 1735 г. командирован на Дон для начальствования над тамошними верфями и флотом, остававшимся еще с 1711 года и долженствовавшим содействовать осаде Азова. Бредаль наилучшим образом выполнил возложенную на него задачу и создал Азовскую флотилию. Блестяще командовал флотилией в русско-турецкую войну 1736-1739гг. В 1737 году он получил звание вице-адмирала. В 1741г, по случаю разрыва со Швецией, Бредаля вновь назначили командиром архангельского порта. В следующем году от него потребовали перевести эскадру на Балтику но уже в первые дни по выходу в океан ветхие корабли с командами из солдат так растрепало штормами, что пришлось поворотить обратно. Потери судов удалось избежать, однако Бредаль попал в опалу, над ним назначили следствие, впрочем Императрица через год его отменила специальным указом. Адмирал, же до конца жизни требовал суда над собой, желая восстановить свои имя и честь.

            3. По сути вновь открывшихся обстоятельств: Вице адмирал Бредаль в 1737 году открыл нынешний пролив Тонкий для цивилизованного мира, нанёс на карту Азовского моря и присвоил ему название, от которого и произошло впоследствии современное имя города - Геническ.

            4. Документы : Письма Бредаля о снаряжении Донской флотилии и об участии её в военных действиях. Канцелярия вице-адмирала Бредаля 1730-1754 год. Российский государственный архив ВМФ. Фонд 231.

            5.Пояснительная записка: Ранние русско-турецкие войны были вызваны стремлением России окончательно освободиться от остатков татаро-монгольского ига, каковыми являлись разбойные набеги крымских орд, а так же вернуться на берега Азовского и Черного морей, доступ к которым русские имели издревле. Именно такой являлась и четвёртая русско-турецкая война 1735-1739 года. Поводом для неё послужили набеги крымских татар на Украину и военный поход крымского хана через кавказские владения России на Иран, союзник русского государства. Провозглашенная цель войны – наказать татар за их хищничества, вернуть крепость Азов и освободить соотечественников из крымской неволи. Руководство войсками и флотом было поручено лучшим военачальникам Империи Миниху, Ласси, Бредалю. К Крыму, к Азову двинулись русские армии. Возрождалась Азовская флотилия - на донских верфях спешно приводили в порядок оставшиеся ещё со времён Петра I прамы, галеры и другие суда, достраивали вновь заложенные, закладывали новые. Всё это нужно было оснастить, вооружить, обеспечить всем необходимым, собрать и обучить команды, подготовить суда к боям и походам.

            Контр-адмирал Бредаль не знал ни сна ни покоя, но возложенную на него задачу, как свидетельствует тот же биографический справочник, выполнил наилучшим образом и главное - вовремя. В 1736 году корпус фельдмаршала Миниха через Перекоп ворвался в Крым, взял ханскую столицу Бахчисарай и подверг разгрому центральную часть полуострова. В том же году фельдмаршал Ласси, поддержанный Азовской флотилией контр-адмирала Бредаля, осадил Азов. Под вымпелом контр –адмирала собрались 15 прамов (9 из них – 44 пушечных) и 35 галер. Осадные пушки и орудия прамов разрушили и выжгли большинство построек в крепости, после чего гарнизон сдался.

             Сокрушены были и остальные турецкие укрепления, Дон от истока и до самого устья вновь стал русской рекой. Но в море господствовала турецкая эскадра, спорить с которой Азовская флотилия не могла ; после захвата донских устьев выяснилось, что из-за исключительного их мелководья, случившегося в те годы, вывести в Азовское море корабли, даже и многие галеры, не было никакой возможности. Посему турки оставались на нём полными господами и в результате армия Ласси, которой после взятия Азова надлежало идти маршем на Крым, не могла рассчитывать на поддержку флота в части перевозки войск и припасов, переправы через водные преграды и защиты от вражеских десантов. Бредаль находит выход. Он поднимает на ноги весь Дон, все верфи, всех умельцев, разворачивает работы и в самом Азове; осень и всю зиму спешно строит большие лодки, могущие брать на борт до 50 человек, вооружает их трёхфунтовыми пушками, по две на каждую, формирует из солдат команды гребцов. Он вновь успевает. К средине мая, к выходу войск Ласси в поход, 449 лодок были готовы. Бредаль, теперь уже вице-адмирал, посадил на них 10 тысяч человек пехоты, погрузил всё необходимое снабжение, снаряжение, боезапас и тяжёлые грузы для армии. Присутствие на море сильной турецкой эскадры, имеющей в составе линейные корабли, фрегаты, галеры, вице-адмирала не особо смущало, по крайней мере в мелком Таганрогском заливе, где неприятель был существенно ограничен в своих передвижениях.

             От Азова плыли, придерживаясь северного берега моря. За Белосарайской косой начиналась центральная часть моря, ожидались бои с турецкими кораблями и на Кальмиусе флотилия высадила пехоту, наведя заодно и мост через реку для переправы через неё всей армии Ласси. Далее двигались так же, вдоль северного берега, обходя косы, высылая далеко вперёд дозорами лодки донских казаков. Миновав устье Берды, флотилия вошла в незнаемое пространство, куда русские мореходы (исключая донских казаков) никогда не заплывали и карт на эти места не существовало. Вице-адмирал поручил одному из своих капитанов Данилу Герценбергу периодически измерять глубины и наносить на бумагу береговой абрис на всём пути следования флотилии. 6 июня, в день Св.Виссариона, миновали безымянную косу, названную Бредалем Виссарионовою; 8 июня, в день Святого Федота, очередная коса получила от Бредаля имя Федотовой. 10 июня, опередив армию, флотилия прибыла к проливу, отделяющему косу Арабатская стрелка от материка. Окрестные воды морские, насколько хватало глаз, покрылись русскими судами.

            Гарнизон «Прекрасного замка Ченишке» бежал из крепости. Вслед за солдатами, бежали жители селений. Флотилия Бредаля несколько часов втягивалась в пролив, принятым вначале вице-адмиралом за реку. Бредаль выслал шлюпку, исследовать эту «реку», сам же, в сопровождении адъютанта, поднялся на гору, на которой ныне располагается Геническ. Долго там стояли они – Вице-адмирал Российского Флота П. П. Бредаль, «Первый из наших флотоводителей, заслуживший почётное имя в летописях войн России с Турцией, после царствования Петра I» и лейтенант Г.А. Спиридов, будущий адмирал Российского Флота, будущий герой Чесмы. Долго вице-адмирал рассматривал сивашские дали.

            Запись в адмиральском журнале: «… и сам смотрел с берегу, с горы. И видно очень много проливов и заливов, почему признаю быть сие не рекою, но проливом». Донесение вице-адмирала П.П.Бредаля Е.И.В. Государыне Анне от 26.06.1737 года: «… только кроме сей проливы, в которой нынче стоим, рек глубиною наших лодок ходу и проливов удобных к безопасности от ветров стоянию судов не сыскано да и от самого Таганрога и до сего места к безопасному стоянию судов гавани нигде не имеются, понеже все прошедшие мною места от западных и полуденных ветров не закрыты, а в реки, в кои входил, ход весьма мелок. А сия пролива, где нынче стоим, для таких судов, какие при нас, хороша и то подле правого берега, а для глубоководных за мелководностью неспособна, и называется сия пролива Геничи.»

            Бредаль дал имя проливу, которое и утвердилось на ближайшие 50 лет в русских документах, а через 100 лет от него получил имя и сам город Геническ, выросший на материковом высоком берегу пролива. Пролив до этого имел несколько местных названий, но адмирал поставил в этом деле точку. Небезинтересно знать, откуда такое экзотическое имя «Геничи». В книге А.В. Висковатого, имеются строки: «12 июня (1737г.) приехал к Бредалю адъютант фельдмаршала капитан Эллерман, с извещением, что армия находится у Молочных вод и скоро прибудет к Генчи, небольшому покинутому местечку на северном берегу пролива, у которого остановился флот». Возможно это и весь секрет. Пролив назван адмиралом по имени местечка. В таком случае, нынешний Геническ, через посредство адмирала Бредаля, обязан своему имени не так проливу, как местечку, существовавшему уже в 30 годы XVIII века. С тех пор пролив изменил название, теперь-то он называется «Тонкий», от одного из тогдашних местных названий «Тонка вода», но город хотя и переименовывался не раз, всё-таки сохранил имя дивное и неповторимое. И в любом случае вице- адмирал Российского Флота Пётр Петрович Бредаль исторически выступает в роли крестного отца нынешнего Геническа. Наименование населённого пункта «Генчи» можно видеть и на карте, составленной капитаном Герценбергом, по приказу вице-адмирала. Карта Герценберга есть просто зарисовка береговых абрисов, похожа больше на старинный портолан, но это первый вклад в картографию Азовского моря после создания атласа адмирала Крюйса.

            Флотилия построила мост через пролив. Армия соорудила на высоком берегу предмостное укрепление. Полтора месяца пролив Геничи служил базой флотилии. Бредаль, со своими лодками, вёл тяжёлые изнурительные сражения с сильным турецким флотом в окрестностях Геничей; во время сильного шторма 28-29 июня он потерял 170 лодок, но всё что требовала от флота армия: строительство новых мостов (через сиваши), перевозка войск, снабжения, прикрытие флангов и тылов войск от высадки неприятельских десантов, он обеспечил в полной мере и турки, имея шестидесятипушечные линейные корабли, фрегаты, галеры, массу более мелких судов, ничего не смогли сделать. Они господствовали в открытом море, но к берегу Бредаль их не подпускал, у берега господствовал он, со своими лодками и трёхфунтовыми пушечками. Чего это стоило морякам флотилии, вчерашним солдатам, самому Бредалю и его офицерам, каких нечеловеческих трудов, боюсь, нам не понять. В этих боях русские потери исчислялись единицами, у турок, же большинство кораблей были набиты десантом и каждое попадание русского ядра несло неприятелю урон. Бредаль уверено владел ситуацией.

            Высылая казачьи лодки в дальние дозоры, он был почти всегда в курсе местонахождения турецкой эскадры и это давало ему возможность кроме всего прочего ещё и поддерживать морское сообщение с Азовом. Пользуясь поддержкой флотилии, войска Ласси вторглись по Арабатской стрелке в центральную часть Крыма, разбили ханское войско, взяли Карасу-Базар, разорили его окрестности, опустошили всё на своём пути, повсюду освобождая невольников и 25 июля, выполнив свою миссию «наказать татар за их хищничества», вышли из полуострова. 28 июля ушла к Азову и уменьшившаяся до 284 лодок флотилия Бредаля, то и дело отражая атаки турецкого флота. Но лодки всего лишь лодки. Построенные на скорую руку да из сырого леса, они так износились за два месяца плавания, штормов и сражений, что едва дотянули до Бердянской косы. Большей части команд пришлось возвращаться в Азов пешком. Пушки и остальное имущество вывезли оставшиеся на плаву 39 лодок и несколько палубных ботов. Бредаль спешно строит новые суда и в следующем году флотилия 215 однопушечных лодок, сопровождаемая сотней лодок донских казаков, вновь вышла к Геничам, войска Ласси выступили к Крыму. На море господствовала значительно усиленная турецкая эскадра и вице-адмиралу вновь пришлось проявлять чудеса храбрости и находчивости. В непрерывных трудах и боях он провёл лодки через море, для чего даже пришлось прокопать проход через Федотову косу, но получил тяжёлую травму и перед самым Геническом, в 30 верстах, вынужден был оставить флотилию, передав командование бригадиру Лукину. Война закончилась в следующем году Белградским миром, по которому России отошёл Азов. Дальнейшая служба Бредаля отражена в краткой биографии. И вся биография вице-адмирала и даже только три этих года войны убеждают насколько это достойный человек: блестящий офицер, неустрашимый воин и неутомимый труженик. Петер Бредаль – один из петровских рыцарей и безусловно, первый известный нам рыцарь Геническа без страха и сомнения, превыше всего почитавший в неразрывном единстве свои Имя, Долг, Честь. Далёкой звездой светит нам пример всей его жизни сквозь бездну времён. Присмотримся с вниманием и благоговением, пусть этот свет заронит в душах наших ответные искорки и да будут они сопутствовать каждому из нас в наших делах и поступках!

            В.Дубровин

            Таврический Центр Военной Истории.

            В изложенном выше материале использована в основном часть очерка А.В. Висковатого «ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКОГО ГРЕБНОГО ФЛОТА под начальством Вице-Адмирала Бредаля на Азовском море в 1736, 1737 и 1738 годах», написанные автором очерка по записям адмиральского дневника и опубликованного отдельной книжкой. Желающим прочесть полный текст, следует выйти в интернет, набрать в поисковом окне имя автора, название очерка и перед вами предстанет несколько сайтов на выбор. Впервые книжка была выставлена на сайте библиотеки Президента России.

            Кроме того использовано:

            1.Веселаго Ф.Ф. «Краткая история Русского флота».

            3. Герценберг. Карта Азовского моря 1739г.

            4.Карпов А.Н., Коган В.Г. «Азовский флот и флотилии». 1949г.

            5.Словарь Брокгауза и Ефрона.

            9. Эвлия Челеби «Книга путешествий» Сейахатнаме. Сайт Восточная литература.

            Еще от автора - В.Дубровин "Крестный отец Геническа"

            Еще от автора - В.Дубровин "Чёрный туман в проливе Тонкий"

            Еще от автора - В.Дубровин "Арабатская стрелка в июне 1855"

            Еще от автора - В.Дубровин "Западное побережье Азовского моря в июле – декабре 1855г."


Вернуться в раздел "Статьи и публикации"
Вернуться на первую страницу сайта

Информация получена и размещена 27-12-2010


www.genichesk.com.ua ©

2004–2017 © www.genichesk.com.ua
Администратор сайта — Семен Абрамович Кац (с)
Защита фото и авторской графики
Есть что сказать?