Уважаемые геничане! Если вы считаете себя патриотами города, то должны знать его историю.
Сколько существует Геническ, столько существует и порт. Его вид и названия в разные годы менялись, но он был. И никоим образом не вредил экологии. Наоборот, он всегда был сердцем города. К нему сбегались все дороги развивающегося Геническа. На его рейде стояли корабли под флагами 18 стран. Бойко шла торговля и с причалов, и на рейде. Порт жил, жил и город.
Историческая справка.
С 1898 года исчисляется более чем вековая история порта Геническ, когда было произведено отчуждение земли и закончена первая очередь работ. Грузооборот составлял 12 млн. пудов (192 тыс. тонн). А с 1908 года, когда были проведены работы второй очереди, 25 млн. пудов (400 тыс.тонн). За границу вывозили зерно, муку, шерсть, соль, уголь, дрова и др. На погрузке ежедневно было занято до 800 человек. Порт кормил город: торговля велась самым разнообразным товаром, иностранные моряки нуждались и в крове и в пищи. И экология не нарушалась. Порт расширялся, разрабатывался план постройки в Геническе глубоководного порта. Были планы, были и деньги.
Планам помешала революция, потом гражданская война. Только к 1930 году порт был восстановлен, проведены дноуглубительные работы. Но дореволюционного объёма работ порт больше никогда не достигал, грузооборот его в эти годы составляет до 100 тыс.тонн. На рейде стоит уже только отечественный каботажный флот.
А какое важное значение имел порт в годы второй мировой войны! Он был основным местом эвакуации, своего рода «дорогой жизни», связывающей борющийся Геническ с Арабатской Стрелкой и Крымом. Тем морякам, которые до последнего приказа защищали город и были спасены командами рыболовецких судов, не приходила в голову мысль о ликвидации порта.
После войны порт постепенно восстанавливался. Проводились регулярно дноуглубительные работы, грузооборот порта составлял 100-150 тыс. тонн. В последние годы советской власти грузооборот предприятия составлял 200-250 тысяч тонн.
Сейчас порт не работает. Что ему помешало? Какая война пронеслась над мирными водами залива? Почему до него никому нет дела? Ведь есть, остались в порту рабочие, которые помнят и знают его лучшие времена, когда порт был основным бюджетонаполняющим предприятием и, по-прежнему, одним из самых многочисленных трудовых коллективов.
Бывшим руководством города в лице его мэра Скляренко И.В. с целью привлечения ивестиций и реанимации порта было создано коммунальное предприятие «Генический муниципальный морской торговый порт». Но то ли у инвесторов были другие планы, то ли у мэра не хватило времени довести дело до конца, но порт не работает. Рабочие предприятия неоднократно обращались с просьбами и в государственный департамент, и к лидерам партий, занятых в предвыборных гонках и обещавших положить на алтарь народу не только деньги, но и жизнь. Но воз и ныне там. В ответ тишина. Порт практически не работает.
А что в городе? Стало чище? И чем мешает Вам, многоуважаемая М. Кузнецова, порт? Чем он мешает курортникам, которые «дикарями» прибывают в город? Чьи интересы Вы отстаиваете? Кучки домовладельцев прибрежных улиц, предоставляющих жильё отдыхающим и не копейки не выплачивающих налогов в бюджет? Или власть предержащих, направо и налево раздающих собственность территориальной городской громады?
Конечно, восстановить работу порта, создать 150-200 рабочих мест гораздо труднее, чем получить сиюминутную выгоду, поставив торговую палатку на базе отдыха или отвалив за чисто символическую плату кусок берега под «дикий пляж». Это никому не мешает, не засоряет окружающую среду, не вредит экологии, не портит эстетического вида и радует глаз отдыхающим, которые приехали в перспективный в курортном развитии город.
Но разве так поступают рачительные хозяева? Кто же строит дом на песке?
И.Я. Баланчук,
главный инженер государственного предприятия
«Генический морской торговый порт»