Генический театр «Ренесанс» на раздорожье
В последние месяцы в генической районной прессе запестрело название театрального коллектива «Ренесанс» будто-бы активно участвующего в различных празничных мероприятиях. Причем, 6–7 минутные сценки и интермедии преподносятся в хвалебных тонах, как полноценные спектакли, даже с характеристикой образов. Возможно это нужно честолюбивым участникам действа, геническому районному отделу культуры, но только не коллективу, пережившему опустошительную эпидемию «звездной» болезни и находящемуся на раздорожье, по сути без руководителя.
Любительский театральный коллектив возник при Геническом районном Доме культуры, как сообщество увлеченных людей, ставивших целью возродить в Геническе драматический театр в том виде в каком он существовал в свои лучшие годы: от репертуара, включающего спектакли разных жанров до материальной базы, заниматься эстетическим воспитанием молодежи в открытой здесь же студии. Уже стал легендой энтузиазм первых месяцев существования генического коллектива в 1999 г. Геничане горели желанием работать, собирались трижды в неделю, репетиции длились по 3–4 часа. Где-то существует список добровольных взносов актеров на покупку материалов, необходимых для оформленияпервого спектакля сказки Л. Филатова «Про Федота-стрельца...» И успех премьеры был заслуженным.
Вторая работа сценизация повести В. Распутина «Последний срок» снова принесла хвалебные статьи в генических газетах, узнавание на улицах, но слава утомляет. Начались капризы вроде отказа играть отрицательных персонаже (к постановке предлагались пьесы Вампилова), появилась самоуверенность, что «Мы» самые талантливые, так, попытки завести разговор что-де интересную постановку осуществили учащиеся генической третьей школы или Генического Дворца творчества, надо обязательно посмотреть, пресекались. Появились «самые–самые», для которых позволительно было опаздывать на репетиции или вообще их игнорировать, что однажды вылилось в срыв этапного для генического коллектива спектакля. Дальше больше, доходило до смешного: организации для себя нескольких букетов от «благодарных восхищенных зрителей», отказе набирать второй состав из боязни, что сыграют лучше основных, позже появились пренебрежительные отзывы о товарищах по коллективу. Отметим, что проходило все это при молчаливом согласии генического режиссера В. Чумакова, когда-то видевшего изнутри жизнь областного театра и считающего такое положение дел нормой.
Не желающие мириться с унижениями вынуждены были уйти геничане: Рауза Будзинская, Маргарита Доляновская, Сергей Ганзин, Светлана Рудникова и еще десяток людей, чье пребывание в коллективе не ознаменовалось выходом на сцену. Сегодня их представляют как случайных в искустве, не имеющих голоса и будущего на театральной сцене. Простите нас несостоявшиеся артисты! Уставшие от хамства в жизни вы захотели каких-то перемен, пришли в храм Мельпомены, но были разочарованы увиденным. В зародыше умерла детская студия «Дети Мельпомены» под руководством Алены Задорожной. Постепенно главную роль стала играть материальная сторона, так, присвоенное по-разнарядке коллективу звание «народный» (что это за Дом культуры, где нет ни одного «народного» коллектива) было воспринято «самыми–самыми» как повод потребовать зарплату в Доме культуры. А высшей оценкой работы стал не полный зал поверивших нам зрителей, а слезы умиления и покровительственное похлопывание по плечу чиновников из обласного Центра народного творчества, побывавших на одном из спектаклей. В 2003 г. коллектив как одно целое перестал существовать и превратился в закрытую секту, о которой по Геническу ходили самые невероятные слухи.
Что сегодня представляет собой генический театральный коллектив? Это режиссер, заявляющий по каждому поводу «Ренессанс это я», но в то же время без согласования с «компетентными» товарищами из районного отдела культуры не имеющий права пригласить в труппу того, кого он «видит» («Васьки и Ирки, чтоб близко не было», открыто заявляет заврайкультурой) и верящие режиссеру пять молодых актеров, сыгравших первые роли в сказке М. Бертенева «Считаю до пяти» третий по счету состав, за пять лет существования коллектива. Изредка собираясь за один стол актеры, покинувшие коллектив, мечтают вернуться. Но истина гласит, что дважды невозможно войти в одну и ту же реку. За эти два года мы стали другими, кто-то уже не тянет на главную роль, а для тех, кто продолжал работать над собой эпизодическая стала тесной. Сегодня много разных по возрасту и темпераменту людей присматриваются к «Ренессансу», надо приоткрыть для них двери. Но главное нам нужен лидер. Нынешний «главный» устал, периоды нерабочего состояния измеряются месяцами. Не пользующийся доверием и уважением коллектива, он держится на должности благодаря открытому шантажу заврайкультурой, угрожая в случае увольнения повеситься на сцене. Великий артист... Я считаю, что на должность режисера надо принимать только по контракту и на срок не более года. Человек, не сумевший проявить состоятельность должен будет уступить место более способному к кропотливой творческой работе, будь-то вчерашний выпускник училища культуры или школьный учитель, любящий театр. Пусть в колективе будет 20–30 актеров и 3–4 режисера энтузиаста, которые будут независимо друг от друга работать над различными по жанру и сложности спектаклями. Только при такой системе можно говорить о выполнении программы–максимум, которую пять лет назад определили для себя основатели коллектива. От этого выиграем мы все.
Геннадий Пархоменко, актер генического народного театрального коллектива «Ренесанс»
|