Владимир Шпак из Геническа - ученик геничанина Николая Писанко
Много раз любовался работами генического художника-керамиста Владимира Шпака «под лестницей» разножанровой художественной выставке под открытым небом по ул. Махарадзе, куда генические художники и мастера прикладного искусства выносят на продажу свои творения, чтобы как-то окупить затраты понесенные на создания свои.
Владимир Шпак - художник керамист из Геническа
Да и в кабинетах высоких генических начальников мне становилось уютнее, когда из-за стекла громоздких шкафов, мне подмигивали его ни с чем не сравнимые персонажи Николая Гоголя, Франсуа Рабле, узнаваемые генические типы. Но наша встреча с автором все откладывалась.
Но вот я в «святая святых» керамиста его мастерской. Сходу хозяин спросил, кто мои родители договариваясь о встрече я назвал фамилию.
Оказалось мама Владимира и мой отец знали друг друга по работе на геническом рыбоконсервном заводе мир тесен это нас сдружило позднее.
Шведская стенка, брусья, гантели, находящиеся в мастерской, как-то объясняют атлетическую фигуру Шпака.
Привязанность к спорту у Владимира зародилась в начале семидесятых годов уже прошлого столетия, когда геническая молодежь пробовала заниматься культуризмом по польским журналам.
Да и сегодня художнику без спорта нельзя, если по много часов в день работают только мышцы пальцев и глаз.
На второй этаж ведет винтовая лестница, которая охраняет дружелюбный пес Чарли. Верхнюю комнату по периметру опоясывают книжные полки впритык заставленные литературой по истории искусства, многолетними подшивками российских и украинских «толстых» журналов.
Владимир Шпак - художник керамист из Геническа
«Это то, что меня когда-то интересовало», пояснил Владимир заметив мой интерес к литературе.
Возле окна, в которое заглядывают ветви ореха и груши мольберт с натянутым холстом, на стене в рамке фотография генического художника Николая Писанко, учителя и наставника Владимира Шпака с которым его связывала тридцатилетняя дружба.
Интересна история их знакомства. В изостудию при Геническом Доме пионеров, где преподавал Писанко, Владимира и его товарища привела бабушка последнего, решившая, что 11-тилетним подросткам уже не к лицу лазать по обрыву, а следует заниматься более серьезным делом.
Писанко, склонившись над мольбертом что-то рисовал. Оглянувшись, художник с прищуром посмотрел на пришедших, а потом кистью показал на Шпака этот пусть остается, а другого отведите в танцевальный кружок.
Николай Николаевич рассмотрев в подростке большие задатки, старался развить их: часто приглашал в свою домашнюю мастерскую «диванную комнатку» с окном в потолке по ул. Петровского, 28, где тогда еще жил.
Давал читать книги по искусству, сознательно готовил Шпака к поступлению в художественный институт. Да и не только его, но судьба распорядилась так, что институтом культуры для Владимира стала нелегкая жизнь, в которой всегда помнил наставления Учителя: Если у тебя большая душа будешь большим художником, мелкая станешь мелким мазилой.
Шпака в юности тянуло к настоящим мужчинам. В школе его старший товарищем был учитель химии Евгений Голуб, всесторонне развитый человек, хороший знакомый Писанко.
Владимир Шпак - художник керамист из Геническа
Втроем они часто выходили на писанковском баркасе в море, ловили бычков, беседовали о жизни. Однажды закидывая удочку Николай Николаевич, как бы между прочим спросил ученика: что бы ты выбрал Володя, быть нищим, но все понимающим, или сытым равнодушным дураком ?
Этот «нечаянный» вопрос будет преследовать впечатлительного Владимира долгие годы. Шпак не стал нигилистом, отвергающим материальные блага, знает, что с деньгами жизнь намного объемнее и интереснее, но в жизни он ценит и оберегает в себе божественного.
Рука поставленная Писанко по-прежнему тверда, а глаз точен. Для холстов он сам изобретает состав грунтовки, она не должна втягивать краски, ибо от этого тухнут цвета.
В последние годы жизни Писанко продолжает живо интересоваться делами учеников. Уже с трудом передвигаясь, Писанко подъезжал к дому Шпака на «Запорожце», тот захватив несколько фигурок, садился к учителю в машину.
Николай Николаевич скептически относился к занятиям Владимира керамикой, называл его скульптуры «уродами». На критику учителя Шпак отвечал его же словами: «Искусство должно приносить людям радость».
Шпаку приятно, когда его работы вызывают улыбку у зрителей, он уверен, что делать слащаво неприемлемо для мастера, нужно грубовато, как в жизни, так правдивее.
В работах даже чувствуется материал из которого пошита одежда его героев. Бывает, образ вынашивается много месяцев, а делается два часа.
Владимир говорит, что нет ничего приятнее специфического запаха горячей глины, когда достаешь свое творение из печи, в этом профессия керамиста сродни профессии хлебопека. Профессионально занимаясь керамикой последние десять лет, Владимир не забывает о живописи, часто ходит на этюды, их у него целые папки когда-то пригодятся. Как и каждый мастер Владимир Шпак мечтает о выставках и каталогах. Пусть планы этого талантливого ученика великого учителя осуществятся.
Геннадий Пархоменко.
|