Москва наращивает черноморскую группировку

из досье «нво»
В соответствии с достигнутыми договоренностями в 1995 г. имущество бывшего советского Черноморского флота было поделено. России передано 81,7% (388 судов, в том числе 14 дизельных подводных лодок),а Украине — 18,3%.

28 мая 1997 г. подписан договор об аренде морской инфраструктуры Крыма на 20 лет. За Россией осталось 3 пункта базирования корабельного состава: Севастополь (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосия и временно Николаев; 2 основных аэродрома: Гвардейское, Севастополь (Кача); 2 запасных аэродрома: Севастополь (мыс Херсонес, Южный); 1 место дислокации береговых войск: Севастополь.

Украине отошли 7 из 10 пунктов базирования корабельного состава: Измаил, Одесса, Очаков, Черноморская, Новоозерное, Балаклава, Керчь; 4 из 6 основных аэродромов: Лиманское, Веселое, Октябрьское, Мирный; 5 из 7 запасных аэродромов: Геническ, Сокологорное, Большой Токмак, Воинка, Сизовка; 4 из 5 мест дислокации береговых войск: Симферополь, Евпатория, Перевальное, Межгорье. Бухта Стрелецкая будет использоваться флотами двух стран.

Кроме Украины, флот России дислоцирован на черноморском побережье в Анапе (40-й отдельный береговой ракетный полк), Новороссийске (184-я бригада кораблей охраны водного края и 47-й отдельный морской инженерный батальон) и Туапсе (951-й отдельный береговой ракетный полк). На Азовском побережье войска дислоцированы в Темрюке (382-й отдельный батальон морской пехоты) и Таганроге (учебный центр ВМФ).

ВМС Украины представлены 87 боевыми кораблями, катерами и вспомогательными судами. Единственная дизельная подводная лодка проходит ремонт на одном из российских судоремонтных заводов ЧФ. ВМС Украины не способны решать глобальные боевые задачи в Черном и Азовском морях и призваны, по замыслу Киева, обеспечивать береговую оборону побережья, а также выполнять миротворческие и гуманитарные задачи вблизи своих границ.

Недавно министр обороны РФ Сергей Иванов в очередной раз подтвердил, что Россия намерена совершенствовать свою военную инфраструктуру на юге страны. В частности, в 2005 г. в Новороссийске начнется строительство пункта базирования российского Черноморского флота, хотя это совершенно не значит, что Москва намерена уйти из Севастополя. Многие СМИ подали это как новость, заслуживающую первостепенного внимания, хотя за последние два-три месяца подобные высказывания руководителями страны делались не раз.

Между тем от внимания многих наблюдателей ускользнул тот факт, что вместе с подписанным недавно указом о создании пункта базирования Черноморского флота в Новороссийске президент утвердил «План взаимодействия министерств и ведомств по решению дипломатических и военных задач в Азовско-Черноморском регионе». Об этом он сам сообщил на прошедшем накануне ялтинского саммита совещании в Ейске. Источники в Минобороны РФ утверждают, что план носит закрытый характер и связан с обустройством военной инфраструктуры не только в Новороссийске, но и на других участках российского побережья Азовского и Черного морей — в Таганроге, Туапсе, Темрюке, Геленджике и др., а также на островах.

Сведения об этом появились после встречи президентов России и Украины на одном из островов Азовского моря, где, согласно официальной информации, стороны обсуждали приграничные проблемы. Впервые Владимир Путин открыто заявил, что эти проблемы, равно как и вопросы обустройства всех южных границ России, не решаются более 10 лет. Но, по его словам, у украинской стороны есть понимание, и президенты договорились приложить усилия, чтобы Азовско-Черноморский регион объединял два сопредельных государства, а не разъединял их. «Есть условия, есть желание и возможности, нужно лишь настойчиво искать варианты решения проблем», — подчеркнул российский президент.

Поиск вариантов, надо полагать, будет непростым, поскольку речь идет об одной из самых острых и болезненных межгосударственных проблем, связанной с национальной безопасностью, экономическими приоритетами и экологией. Не случайно после совещания в Ейске, где присутствовали главы приграничных с Украиной регионов, а также руководство Минобороны и ФСБ, включая пограничную службу, принято решение подготовить и провести заседание Совета безопасности РФ по этим вопросам.

Во-первых, Россия и Украина до сих пор не могут согласовать статус Азовского моря, акватория которого приобретает важное военно-стратегическое значение в преддверии вступления Украины в НАТО. Киев настаивает на делении Азова по срединной линии, что позволит кораблям альянса свободно заходить в Азовское море. Москва, естественно, против и предлагает разделить только дно моря, сделав его внутренним водоемом под юрисдикцией двух стран.

Во-вторых, не урегулирован вопрос принадлежности фарватеров и каналов в Керченском проливе, соединяющем Азовское и Черное моря. Киев в одностороннем порядке уже обозначил выгодную для себя линию государственной границы, фактически взяв под контроль выход в Черное море. В результате проходящие по фарватерам российские суда охраняет от украинских пограничников Черноморский флот, а стороны обмениваются нотами протеста.

В-третьих, не решен вопрос навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореплавания. Украина настаивает на передаче своим ВМС всех гидрографических судов и объектов на Черном море, доставшихся России при разделе Черноморского флота, а статус маяков, станций слежения и других навигационно-гидрографических пунктов, дислоцированных на Азове, решить путем взаимных переговоров. Однако российская сторона не хочет отдавать целиком в руки соседей обеспечение безопасности навигации.

Тем временем на юге России развертывается новая военно-морская группировка. Начата передислокация батальона морской пехоты ЧФ из Севастополя под Новороссийск. В Таганроге готовится к эксплуатации военный аэродром со всей необходимой инфраструктурой. Будут развернуты дивизионы катеров в Темрюке, Геленджике и Туапсе. Можно ожидать, что Россия скоро возьмет под свой военный контроль спорные острова, а также рыбопромысловые районы и места возможной добычи полезных ископаемых, как это происходило на Каспии, когда Россия и Казахстан не могли поделить спорные месторождения нефти.

Но наращивание группировки ВМС на российском побережье и островах Черного и Азовского морей вряд ли будет происходить за счет вывода Черноморского флота из Крыма. Его просто некуда выводить. В декабре прошлого года под Новороссийском в результата шторма уже затонуло два судна ЧФ. Даже при модернизации имеющейся там инфраструктуры — пирсов, дамб, волнорезов — безопасность кораблей от природных катаклизмов, не говоря уже о военных, не гарантирована. А через 14 лет заканчивается срок аренды крымских баз. На протяжении предыдущих 12 лет клубок российско-украинских противоречий только затягивался. Смогут ли политики, дипломаты и военные двух стран его распутать или каждый по-прежнему будет тянуть только к себе?

26.09.2003
Владимир Мухин
Обозреватель «Независимой газеты»