Геническ – как российский порт

Петр – 1 , наряду с созданием российского регулярного военного флота, стремился развивать и коммерческий флот.
В 1720г он издал указ об освобождении русских торговых судов от половинной части пошлин с перевозимых ими товаров. Притесняя запорожцев , ушедших с И Мазепой и К Гордиенком в Таврию после Полтавы , он между тем , не препятствовал торговле с ними и не запрещал заход в пролив Тонкий у татарской крепости Чени-Шке за товарами.
Налоговая льгота способствовала увеличению товарооборота ,т.к. торговцы предпочитали отправлять товары на русских судах, а не на судах других наций. Это же способствовало и росту русского коммерческого судостроения, тем паче , что суда построенные в России , вообще освобождались от пошлин. Казацкие купцы воспользовались и этим, и даже оказывали услуги русскому правительству, т.к. имели право свободного плавания судов по Черному морю, тогда как Россия до русско-турецкой войны 1768-74г и Кючук-Кайнарджийского мира такого права не имела.
Согласно пошлинного уставу 1731г русским купцам, перевозившим товары на русских судах, предоставлялся ряд льгот: четверть пошлины и половина иных сборов ,в отличии от иностранных. Тем самым товаропотоки на Азовском море увеличились, а будущий Геническ ,все более становился перевалочной базой.

Отменили эти льготы в связи с войной 1812г и не восстанавливали вплоть до 1856г , окончания Крымской войны. Этот период коммерческого судостроения характерен существованием за свой счет, без поддержки правительства, т.к. оно всячески покровительствовало иностранцам. Им предоставлялась возможность свободной торговли, право селится в приморских городах и принимать русское подданство.(24 с5).

Самое пристальное внимание судоходству на Азовском море уделяла Англия, а с 1727г она старалась вообще всеми силами следить за развитием русского флота на южных морях. Так, премьер- министр Англии Роберт Вальпол заявил: «Способность, которую имеет Россия в построении судов , оправдывает мое безпокойство». А другой премьер Роберт Пиль в 40-е г 19 ст сказал: «Россия в мореходстве опаснейший враг. За ней необходимо следить, наблюдать и сбивать с пути, не давать хода в морском деле». Это особенно остро ощущалось в период Крымской войны, когда Россия почти не имела паровых судов, а большей частью парусники. И те и другие были деревянные. Первый железный пароход был построен только в апреле 1852г. Работали они на угле , доставляемом из Англии. Но с началом войны поставки прекратились и уголь – антрацит – доставляли с Донбасса по Дону , через Азовское море. Одной из перевалок угля была пристань Геническ, куда п-х «Опыт», «Хомутов», «Волна» с 28 мая 1854г доставляли уголь.

Касаясь вопроса личного состава торгового флота, нужно сказать, что русское правительство придерживалось следующего: «Дозволяется иметь на российских кораблях , принадлежащих россиянам , матросов иностранных по 1840г не более трех частей, а с 1840г в течении 10 лет не более половины, а с 1850г не более четверти. Шкипер же и штурман до 1840г могут быть русскими и иностранцами, а потом всегда должны быть русскими». ( Коммерческая газета 1830г 26 марта №25 ). Но такое положение часто нарушалось, и здесь главенствовали англичане. Правда шаги к обучению русских предпринимались, а в 1834г в Херсоне открыли Мореходное училище. В этом же году создали и общество «вольных матросов» , которые после 5 лет службы на военном флоте имели право идти в торговый флот. Вольными матросами могли быть и иностранцы с 1847г.
Сенатор Жемчужников в своем рапорте о мерах по улучшению судоходства в Азовском море на имя царя 1 декабря 1844г доносил, что на каботажных судах , по данным с 1840 по 1842гг «шестая часть лишь шкиперов российско подданных , остальные иностранцы» , это относилось и к матросам. ( ЦГГА ф18 оп5 д672 л61-63). Объяснялось это тем, что основными судовладельцами были греки.
Остро стоял вопрос о русских механиках и машинистах. Адмирал Корнилов ВА и Лазарев МП очень тревожились по этому поводу , всемерно стараясь организовать их учебу. Доходило до абсурда : вллодь до войны с Англией в 1854г, по вольному найму плавали английские механики и машинисты на ряде русских военных пароходов. Но опыт их работы показал , что иностранцы никогда не доводили русских помощников до желаемой степени совершенства, удерживая их на второстепенных ролях. ( 25 отд3 с32,33).
Пароходы изначально были парусно-колесные, затем парусно-винтовые, затем колесные и винтовые в чистом виде.
Взгляд на паровые суда в России оставался прежним – эти суда предназначены преимущественно для выполнения на флоте вспомогательных задач ( буксирование, перевозка десанта и т.д.). И в результате к началу Крымской войны Россия не имела ни одного винтового парового корабля. Тогда как у англичан , вошедших в Черное море, не считая парусников, было 3 винтовых линейных корабля, 10 винтовых фрегатов и корветов, 23 пароходо-фрегатов и колесных пароходов.( 25 отд2 с19). Это вынудило русских отказаться от сражений на море и сосредоточится на обороне береговой линии и Севастополя.

Период войны .

В 1853г возникла война с Турцией, а в следующем – Англией и Францией.
После войны 1812-15гг преобладающей по своей военной силе державой стала Россия.
Большая часть царствования Николая – 1 ( 1825-55гг) ознаменовалась более или менее успешными войнами с территориальными приращениями к России. Желание форсировать распад Османской империи и разделить ее «имущество» с целью получения Константинополя и проливов Босфора и Дарданелл , было чрезвычайно сильным и толкнуло Россию к войне.
Но Англия и Франция внесли в этот вопрос свои коррективы, с намерением устранить Россию как соперника на Ближнем Востоке, захватить Севастополь, уничтожить русский флот и отторгнуть от нее Кавказ. Так что захватническая политика была с двух сторон .ну а внешним поводом , как известно, послужил «вопрос о святых местах».
Для «призвания турок к порядку» , 16 февраля 1853г в Константинополь прибыл чрезвычайный российский посол АС Меньшиков. Самонадеянный и недальновидный политик, он вел себя с турецкими министрами и самим султаном надменно и вызывающе. Результат – разрыв дипломатических отношений с 9 мая, а 14-го Николай – 1 подписал манифест о вводе русских войск в Дунайские княжества «дабы показать Порте , к чему может вести ее упорство».(27 с118-123). Турция предъявила ультиматум и начала войну на Кавказе. Тогда 19 октября Николай – 1 издает манифест о войне с Турцией. Крупным успехом начала войны стало Синопское сражение 18 ноября, но 23-го в Черное море вошел флот союзников, для защиты турок. С того и пошла Крымская война. 18 февраля 1854г дипломатические отношения с Англией и Францией прервались.

В нашем же случае вопрос рассматривается с позиции судоходства на Азовском море в период Крымской войны. Так на 1853г предусматривались пароходные сообщения по всем установившимся линиям, по опыту прошлых лет.
12 октября последовало указание Главного морского штаба о вооружении пароходо-фрегатов, и с 23-го прекратились «прямые торговые сношения между обоюдными подданными», а также пароходное сообщение с Константинополем, которое передали австрийской компании «Ллойд». По Азовскому морю продолжали курсировать «Таганрог» и «Бердянск». Но с 7 января 1855г союзники объявили «о строгой блокаде» всех морских портов России, а 12 мая вошли в Азовское море 80 англо-французских судов.
Вооруженные пароходы удалось увести в Севастополь и пароходо-фрегаты «Крым», «Одесса», «Херсонес», «Бесарабия» и «Владимир» встав в устье Килен-бухты, вели интенсивный огонь по войскам противника и их резервам, помогая отбить штурм Севастополя. Даже в тяжелое время осады наши пароходы выходили из порта навстречу судам противника.
Оставшиеся на Азове пароходы- «Могучий» и «Донец» – были уничтожены своими экипажами, т.к. были в ремонте и уйти сами не смогли. «Бердянск» с архивами и денежными средствами успел выйти из Керчи, но преследуемый противником, весь израненный, был уничтожен. «Боец», «Молодец», «Колхида» и винтовая шхуна «Аргонавт» под командой контр-адмирала Вульфа ушли в Бердянск. «Аргонавт» при этом выдержал успешный бой с английским пароходом .
После войны затопленные суда подняли и отправили в ремонт. А 3 августа 1856г организовали Российское Общество Пароходства и Торговли (РОПиТ), которое приобрело 5 п-х в Англии и 5 от Новороссийской экспедиции, в т.ч. и выдержавшие войну «Дарго» и «Таганрог». Эти 10 п-ходов дали возможность открыть грузо-пассажирские линии, причем 9 зарубежных. «Таганрог» проходил в морях 30 лет.
После заключения Парижского мира , по окончании Крымской войны 1853-56гг , Геническ становится открытым для международного судоходства коммерческим портом.

Как торговый порт.

Для улучшения снабжения Севастополя хлебом, углем, лесом, фуражем, провизией и прочим, доставка чего сухим путем была затруднена из- за удаленности Севастополя от крупных российских центров , был издан указ Екатерины – 2 от 22 февраля 1784г «О свободе торговли в городах Херсоне, Севастополе и Феодосии». В честь их открытия была учреждена медаль «Польза торговли». В «Дополнении» к этому указу был составлен список портовых мест, откуда также «разрешалось производить морские торговые дела». В их число попало и поселение в проливе Тонкий – Еничи , т.е. наш Геническ.
Со временем здесь открыли таможню , действовавшую до 1-й Мировой войны. Таможня предназначалась для всех купеческих судов как из российских портов, так и иностранных.
Указ Екатерины дал «зеленую улицу» развитию торговых мест Азовского моря, а именно Таганрогу, Азову, Мариуполю (основанному греками переселенцами из Крыма), Берды (Бердянску, бывшей Петровской крепости или Новонагайску) Ейску, Темрюку, Геническу (крепость Еничи) и Керчи.
Для скорейшего развития «торгового места в Тонком» проливе, здесь в период правления Павла – 1 (1795-1801гг) была определена зона «Порто-Франко» (СЕ Павлова), т.е. безпошлинная торговля. Работа Генического порта отмечена и в 1820г, поскольку «АС Пушкин прибыл в Феодосию на паруснике груженым шерстью и солью», а такой набор грузов был возможен тогда только в Геническе.
С открытием 8 июня 1822г в Керчи таможни и карантина, повысивших статус Керчи до уровня порта (24 с311), экономическая жизнь региона вступила в новую фазу. Так «причалу в Еничи» был присвоен статус «пристани», где было уже несколько причалов. Они, правда, существовали еще с периода 1709-34гг , когда здесь была пристань запорожцев Кости Гордиенко, ушедших в изгнание после Полтавской битвы. В Геническе они поставили «кантарного» – начальника «базара» (о чем см. ч1 «записок»).
Порт в Керчи одновременно выполнял две функции : собственно порта и перегрузочного пункта для кораблей , идущих с тяжелыми грузами в порты мелководного Азовского моря.
Повествуя же о порте в Геническе, нужно сказать следующее: согласно Ясскому мирному договору с Турцией 1791г, во избежание опасности со стороны моря, правительством был определен ряд мер «По укреплению береговой линии южных морей». Поручили руководить этим строительством АВ Суворову, возглавившего «Экспедицию строения южных крепостей» .Согласно плана строительства , в Геническе предусматривалась стоянка парусных судов, которые по тем временам, были основным флотом. Мелкий же флот был еще и весельным.
В 1828г на Черном море появился первый колесно-парусный пароход»Одесса», а с 1833г было организовано первое пароходное общество, работавшее из Константинополя с портами юга России. Основная статья деятельности компании, был вывоз хлеба – преимущественно пшеницы, ржи и кукурузы. К пристаням он доставлялся гужевым транспортом , но потребность в хлебе увеличивалась. Из дальних портов и пристаней доставляли в Керчь, Феодосию, Евпаторию. Там грузили на суда компании и везли за рубеж. Так вывоз хлеба через порты юга России составил 37% от всего количества в стране. Импорт значительно уступал экспорту в 1846-53гг. Ввозили: мануфактуру и галантерею, напитки, чай, кофе, олово, свинец, табак, аптекарские материалы и др.
На коммерческую пристань Геническ распространялось действие «Положения» – «Об установлении пароходных сообщений в Азовском море». Так линии регулярного сообщения Таганрог – Керчь предусматривали заход в Геническ за грузами и пассажирами. На ней работали два парохода , изготовленные в Англии, мощностью по 90 л.с. каждый. Ходили они один после другого каждые 7 дней, таким образом, чтобы сходиться в Керчи в дни прибытия парохода-фрегата из Одессы для передачи друг другу пассажиров и товаров. (ЦГАВМФ ф243 оп1 д5073 л441-444). Такая практика установилась ранее. Работали пароходы в составе Новороссийской пароходной экспедиции с 1845г, но еще с 1844г для этой экспедиции заказали дополнительно два парохода в Англии с деревянным корпусом , водоизмещением 257т при длине 39,6м и ширине 6,3м. На них установили по одному медному трубчатому паровому котлу и по две одноцилиндровых паровых машины в 100 л.с.(ЦГАА ф107 оп1 д4 л19-21). И с 1846г они приступили к работе. Пришло и два плоскодонных п-х «Бердянск» и «Таганрог» (по 263т дл. 45,7м ши. 5,8м) и с 1846г они приступили к работе. Корпуса их были железные , как и все последующие заказываемые в Англии. Осадка п-х была 0,91 м.
Увеличение флота на Азовском море потребовало строительства механического ремонтного завода в Керчи, куда перевезли часть оборудования из Луганска.
П-х Новороссийской экспедиции ходили под командованием офицеров ЧФ и с военными командами , но под пакетботными флагами, как и все «казенные почтовые пароходы» с 1846г (26 с76).
Небезинтересно и то, что в 1853г в Одессе впервые на Черном море был издан «Указатель путей пакетботных пароходов» , которые плавали на Черном и Азовском морях. Он содержал расписание движения п-х , стоимость проезда и провоза товаров, и Геническ там был уже обозначен.

По окончанию Крымской войны в Геническ стали заходить суда под турецким , греческим , английским, итальянским, французским, норвежским и шведским флагами. Наряду с купеческими судами в порт приходили суда РОПиТа ,т.к. здесь был грузо-пассажирский участок. Их п-х ходили на Кавказ, в Константинополь, Синоп, в Галац, Лондон. Работала особая грузо-пассажирская линия Геническ – Глазго (столица Шотландии), вывозившая основной груз шерсть.
Карантин суда проходили в Керчи ,где было карантинное агенство, врач которого проводил медицинское освидетельствование экипажа и пассажиров каждого судна. В случае санитарной неблагонадежности назначалась карантинная обсервация. После уплаты карантинных пошлин и таможенных сборов судно «выпускалось в практику» , с разрешением сходить на берег , вести переговоры о ввозимых и вывозимых товарах, разгрузка и загрузка. В этом случае судно становилось на генический рейд.
Приходили в Геническ суда и через Севастопольский карантин . Приходили за традиционными товарами : шерстью, солью, пшеницей и рыбой. Завозили: турки – дрова, лесоматериалы, весла, бочки, посуду, фрукты и овощи, сладости, орехи; греки – вино, апельсины, лимоны, масла, оливки; англичане – каменный уголь. Начавшиеся в 1872г работы по строительству ж.д. Москва – Лозовая – Севастополь, побудили англичан завозить в порты Крыма рельсы.(1. СГГА ф22 оп1 д35-37).
С 1869г по портам Черного и Азовского морей стал ходить построенный в Севастополе первый железный пароход «Первенец» , а затем и другие железные и стальные п-х (2. СГГА ф22 оп1 д19 с4-8). Росло число рейсов РОПиТ, увеличивалось количество грузоперевозок, особенно после строительства ж.д. в 1875г.
В апреле 1877г Крымский п-ов вместе с приморскими уездами , Таврической , Херсонской и Бессарабской губерниями был объявлен на военном положении в связи с войной на Балканах. (РГИА ф1287 СГГА №1185 л12). Но торговлю не прекращали , а способствовали судоходству дружественных и нейтральных держав.(там же л16). Блокада южных российских портов Турцией признавалась недействительной и порты объявлялись открытыми для торговли. Для защиты интересов британских подданных в Севастополь был назначен вице-консул.(СГГА ф22 оп1 д70 л3).
Согласно высочайшему указу турецкие суда могли загружаться товаром (кроме боеприпасов и оружия) и свободно заходить в Азовское море (.там же д62 л4-49).
Пароходы РОПиТ на военный период составили Российский Добровольный флот и ходили под военным флагом. Но война не затянулась и с января 1878г была разрешена торговля с заграницей. Можно считать Геническ с этого времени снова стал «Порто-Франко».(там же д73 л55-56). Контрабандой считалось оружие и боеприпасы , и были установлены порядки в портах , что и перед войной, в т.ч. и в Геническе.(там же л57-58).
В этот период в Севастополе находился и итальянский консул, защищавший интересы и греческоподданных. В этот период отмечено большое количество греческих и английских судов, а также приток переселенцев из Греции, в т. ч. и в Геническе.
С 1880г установлены регулярные рейсы судов РОПиТа на Константинополь. Работает интенсивно пароходная почта (10). Расширяется перечень портов с 1883г: Нью-Орлеан, Чарльстоун, Неаполь, Генуя, Ливорно, Венеция , Ницца, Мальта, Александрия и Порт-Саид. Инициатива в перевозках на стороне РОПиТа (там же д114 л22).
В 1884г в Геническ из Нью-Йорка завозят земледельческие машины для немецких колонистов; из Англии – трубы, уголь, хлопок (это с тех пор появились у нас хлопковые склады , переросшие со временем в «хлопкозавод», бывший вплоть до 2-й Мировой). Завозят: гранит, краски, хим-вещества, фармацевтические товары, изделия из фарфора, фаянса, стекла, чугуна, железа, стали, стрйматериапы (суда частично или даже полностью, когда не было попутного более дорогого груза, загружали Везувским туфовым камнем ; но большей частью , туф был балластом для парусных судов, который выгружался в порту выгрузки основного груза, и тогда за него не платили городской казне как за товар), аппаратуру, столярные изделия, бумагу ,книги, ткани, муз-инструменты, галантерею. Срочно строят ж.д. ветку от Н-Алексеевки на Геническ для дальнейшей отправки грузов в глубь России.
На корабли грузили: пшеницу, рожь, ячмень, муку, масло коровье, кость, шерсть, кожу, пеньку, льяное и прочее семя и отправляли за границу.
С 1885г пошли товары из: Индии, Аравии, Китая, Корсики, Сардинии, Ламанша, Африки, в т.ч. одежда, обувь, кофе, пряности. Ехало большое количество пассажиров.(СГГА ф15 оп1 д5 л3).
В пользу города взималась якорная подать и пошлина: пол-копейки с пуда ввозимых товаров. (там же л2). Увеличился спрос на стройматериалы – кирпич и черепицу, что вызвало к жизни строительство 5 местных кирпичных заводов с клеймом владельцев К,КИК,ИЛ,ИК,НК и черепичного завода по французским формам. Черепица так и называлась – «французская». Со временем формы стали изготавливать в Феодосии, с клеймом написанным по французски, , потому и продолжавшим так называться.(там же л2).
Городской порт отправлял в Москву и Питер: виноград, вино, фрукты, рыбу, икру, муку. Было обустроено даже ночное освещение погрузочно-разгрузочных работ. Построены : паровозное депо и склады хлопка.
В городе налаживается культурная жизнь в образе театральных групп, духового оркестра пожарных и струнного еврейского квартета, «синематографа «Иллязион» (где работала моя бабушка). И так вплоть до 1914г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *