Геническ в разное историческое время , за свои 2500 лет , назывался по-разному. Но для удобства в этом разделе будем именовать его только Геническ.
Так вот, Геническ всегда стоял на перекрестке дорог — морских и сухопутных. Морские дороги, как уже говорилось ранее, пересекались у Геническа: от устья Дона, Керчи, Херсонеса (Севастополя) и Ольвии (у Николаева). Это были дороги, входящие в давние морские пути с общим названием «из варяг в греки».
В «греки» морем геничане ходили, в основном, в Афины и Коринф, откуда были родом. Этот путь работал 800 лет: им в Грецию отправляли пшеницу, соль, рыбу, рабов (1). Кроме того, экспортировали товары, выменивая у аборигенов степей Приазовья (14). Немалую долю этих товаров составляли продукты животноводства.
Основные торговые партнеры Геническа в греческий период колонизации — Византия, Синоп, Афины, Коринф, Трапезунд и пр. Завозили в Геническ посуду, ткани, пряности, украшения, масло и вино (7). Что интересно, с течением времени набор товаров на экспорт и импорт менялся очень незначительно. Всегда было на экспорт: пшеница, соль, шерсть и рыба. Одно время на экспорт через Геническ отправляли лес. По этой причине улицы в Геническе всегда формировались прямыми, широкими, сходящимися в район порта, для удобства перевозки леса и товаров. Из экзотических товаров на экспорт отправляли сало — обычное украинское сало. А из импортируемых — строительный камень.
Во времена Запорожского казачества, после Полтавской битвы, в 10-40 годы XVIII ст. в Геническе была одна из основных торговых пристаней казаков. Здесь находился «кантарный», отвечавший за организацию торговли, с контрольными мерами веса, длины и объемов. Он же устанавливал и контролировал цены на товары от казаков и к казакам. Обеспечивал охрану и складирование, разгрузку и погрузку товаров. Он же собирал налоги и производил отчисления в казну казаков и крымского хана. Он же следил за льготной перевалкой сивашской соли.(акад. Д.И. Яворницкий).
Так в XIX в. очень популярным в Таврии был туфовый камень из Италии с каменоломен на вулкане Везувий. Очень много его завозили в черноморские и азовские порты как попутный груз, т. к. товаров, в которых нуждалась бы Таврия, по тем временам было не так уж много. Это были тонкие шерстяные и шелковые ткани, пряности и благовония. Но , места на судах они хоть и занимали много , зато веса были не большого. Вот и стали возить строительный камень , как балласт , для большей остойчивости судна , затем выгружая его в порту. А местные власти использовали его для вымащивания улиц и площадей.
Этим камнем после 1909 г. была вымощена Соборная площадь в Геническе — внутри двора Успенского храма и тротуар вокруг. Так что, если кто пожелает представить себя на вулкане Везувий, тот может просто походить по площади в центре города, где под асфальтом еще наверняка остался камень с вулкана (37).
Во все времена в Геническе занимались судоремонтом (4) и малым судостроением. Для этого существовали небольшие доки.
Сухопутные дороги через Геническ вели по Арабатской стрелке и на Перекоп. Этими дорогами возили соль и гнали невольников для продажи их на невольничьем рынке в Карасубазаре (Белогорске) и дальше в Кафе (Феодосии). Соль везли Соленым Чумацким Шляхом вглубь материка, а рабов гнали Муравским Шляхом скорби, печали и горя. Н. В. Гоголь так объясняет название Муравский» в своем «Тарасе Бульбе»: «Вдоль всего шляха росла трава — мурава, где всадник мог спрятаться вместе с лошадью, не слезая с нее».
Дорога рабства закончила свое существование с падением Крымского ханства, а соленый Чумацкий шлях жил еще до середины 20-х гг. XX ст. (14).
Был еще и контрабандный путь из Феодосии и Керчи по Арабатской стрелке и по внутренним водам Сиваша в Геническ. Переправляли безпошлинно вино и табак и прятали в катакомбах (13). А уже из генических катакомб контрабанду увозили вглубь страны.
С 1779 г. (18) по Арабатской стрелке от Феодосии через Геническ и далее на север работала военно-полевая почтовая дорога с наезженным трактом, почтовыми станциями, казачьей охраной и оборудованной наплавной круглогодичной переправой (13). Именно этой дорогой осенью 1825 г. «быстро проследовал» император Александр I из Крыма в Таганрог (4,14).
В связи с реформой почтового ведомства России в 1832-34 гг. были упразднены военно-почтовые тракты юга России, и их управление было передано из военного департамента в департамент почт. В эту реорганизацию попал путь Феодосия-Мелитополь, в этих же городах находились почтовые чиновники, с 1835 г. После Крымской войны все Земские почты были переведены в Госдепартамент почтовых связей России, куда попала и пароходная почта РОПИТ. В Геническе с последней четверти XIX ст. находился почтовый чиновник — уполномоченный Госдепартамента по вопросам казенной, земской и пароходной почт России (40). Последний раз почтовая дорога Феодосия-Мелитополь работала еще в 1923-24 гг. (36), пока не установилась регулярная работа железной дороги. Последним фельдъегерем на ней был Беличко Алексей Гаврилович, Георгиевский кавалер русско-японской войны 1904-05 гг. Он так и скончался «при исполнении», а умная его лошадь сама пришла домой в Семеновский Кут.
Особенно бурно торговля и внешнее мореплавание стали развиваться в Геническе со второй четверти XIX ст., когда на Геническом рейде собиралось до десятка и более иностранных судов (13). И так продолжалось до самой первой Мировой войны. Основу экспорта, опять же, составляли традиционные товары: пшеница, мука, соль, шерсть и рыба.
Пшеница.
Развитие мукомольного производства в Геническе увеличило долю муки на экспорт. Так мельница Тронника давала семь сортов муки и два вида манки. Качество муки было необычайно высоким (38). В этой связи приводится такая справка: «Лучшие в мире макароны — итальянские спагетти, а лучшие итальянские спагетти изготавливаются из генической муки».
В отдельные годы геническая и чонгарская «арнаутка» давала 42 % клейковины, тогда как лучшие египетские и палестинские пшеницы давали 35-37 % (39). Ее отправляли в Европу миллионами пудов: нигде в мире не было такой высококачественной твердой пшеницы как в Присивашье.
Соль.
Сивашские озера давали особенную — живую соль. Перед Парижской промышленной выставкой 1912 г. соль отправили на анализ великому химику Дмитрию Ивановичу Менделееву. Он в это время возглавлял отделение Академии наук в Киеве и был приятно удивлен высоким качеством соли. Он обнаружил в ней почти 90 элементов из своей знаменитой таблицы. По этому поводу выразился так: «Если этой солью солить суп, это все равно, что суп солить золотом» (38).
Геническая сивашская соль в 1912 г. в Париже получила Гран-при — самую большую золотую медаль за качество.
Шерсть.
Ею Таврия, особенно северная, славилась всегда. Но особую славу она получила, благодаря стараниям академика-селекционера Иванова.
Немцы-колонисты, заселявшие Таврию в XIX в., в т. ч. и Фальц-Фейн, завезли из Саксонии лучших в Европе овец. Условия присивашской Таврии для них оказались настолько благоприятными, что порода улучшила качество и шерсть стала тонкорунной и длинноволокнистой.
Мировой рынок стал завоевываться приазовскими овцеводами. Качество было настолько высоким , что знаменитые шотландские пледы изготавливались на 1/3 из новозеландской шерсти, на 1/3 из шотландской и на 1/3 из генической присивашской (38).
К 1913 г. вся российская и английская армии и весь военно-морской флот этих держав ходил в шинельном сукне из шерсти присивашских овец. Ценность их была в том, что сукно практически не впитывало в себя влагу (38). Шерсти на экспорт отправляли столько, что ходила специальная грузопассажирская морская линия Геническ — Глазго в Шотландию.
Входила эта линия в состав Российского общества пароходов и торговли (РОПИТ), которое обслуживало экспортно-импортные конторы азовских и черноморских портов (40). РОПИТ имело на своих участках портов загрузки почтовые отделения, объединенные в систему государственно-товарищескую почтовую службу для перевозки почты и грузов. Для свободной международной работы Генического порта в нем была таможня, и находились таможенный и акцизный чиновники (13). Суда РОПИТ обслуживали порт Геническ до самой первой Мировой войны. Приобретя билет и «выправив пачпорт», т. е. получив визу прямо здесь на месте, можно было отправляться в любое государство Черноморья и Средиземноморья и даже дальше. Так, многие геничане плавали в Константинополь, в Грецию — Коринф и Святую гору Афон, по святым местам Иерусалима в египетскую Александрию и иные города Средиземного моря.
Для работников портовых участков РОПИТом были установлены целый ряд проездных льгот. Так, молодоженам товарищество предоставляло двухнедельное безплатное свадебное путешествие «с полным пансионом» (36). Особо популярным был египетский маршрут. За это таких геничан прозывали «египтянами».
Стараниями генических «египтян» на землях Арабатской стрелки и Сиваша появился самый известный в мире ритуальный жук — скарабей, завезенный из Египта. Там из него изготавливают свадебные сувениры: простые, полудрагоценные и драгоценные, и предлагают молодоженам с заверениями, что, сколько проживет жук, посаженный на цепочку в табакерке, столько будут счастливы молодые. Скарабей особенный тем, что годами может не есть, не пить, находясь в полусонном состоянии. Ну а геничане — «египтяне» в большинстве своем не дожидались, пока жук испустит дух, и не искушали судьбу, а выпускали его на волю по приезду домой. Жук прижился и живет в наших краях до сих пор. И экспедиции областного краеведческого музея это подтверждают.
Рыба.
И, наконец, рыба. В Азовском море было столько рыбы, что рыбаки были самым бедным сословием из-за сложности с ее продажей. В Азовском море водилось и водится 114 видов и подвидов рыб. С 1 га водной поверхности еще в 40-60-е гг. XX ст. вылавливали рыбы в 16 раз больше, чем в Черном море, и в 25 раз больше, чем в Балтийском (31). Половина видов рыб имела промышленное значение, сейчас это количество сократилось до 1/3
Из 24 видов осетровых в Азове водилось 5 видов: стерлядь — до 125 см и 16 кг, севрюга — до 195 см и 30 кг, осетр русский — до 2,5 м , 600-800 кг, шип — до 2 м 500 кг, белуга — более 4 м и более 1000 кг. Был еще и гибрид бестер, смесь белуги и осетра, но он долго не прожил.
Кроме осетровых , славу Азову и Сивашу принесла кефаль. Именно ее возил в Одессу знаменитый Костя (между прочим, внук генического рыбака Николаенко; дед с товарищами ловил, солил, вялил, коптил, а Костя в 30-40-е гг. XX ст. с товарищами отвозил в Одессу) (41).
Кефаль была трех разновидностей: лобан (лобань) — до 75 см и до 12 кг, сингиль (чулара, жулара, журалка) — до 45 см, остронос (кефаль) — до 40 см, а сейчас еще и пиленгас до 1 м и 15 кг.
Но массово-народной рыбой были бычки (их 19 видов) и камса (хамса, килька, тюлька), а еще калкан и камбала азовская (глосса), первая до 80 см, а вторая до 35 см (42).
Из калкана азовского в местном ресторане «Геническ» готовили фирменное блюдо «Калкан в сметане по-генически» и обязательно угощали всех почетных гостей.
Кроме рыбы, славу Присивашью принесли еще два морепродукта: азовские рачки (креветки) и мидии (из семейства устриц). Рачки шли вместо семечек, а из мидий готовили удивительный плов.
Растет в нашей части моря и удивительное растение – зостера , или по народному — камка. Ее специально собирали, перерабатывали и отправляли: до революции на экспорт, а после — по Союзу. Шла она на изготовление мягкой мебели, поскольку не гниет, не ржавеет, не горит. Между прочим, знаменитые 12 стульев Ильфа и Петрова были заполнены сивашской камкой (читайте классиков).
На 200-летие Геническа в нашем музее было выставлено целый ряд документов и среди них договор на погрузочно-разгрузочные работы между бригадой портовых «босяков»-грузчиков и капитаном одного из иностранных судов (босяки по той причине, что большую часть года ходили босые). В этом договоре среди прочих пунктов — обязательств капитан «обязуется не более двух раз в неделю кормить грузчиков осетровыми рыбами, а все остальное время — говядиной». Рыбы было столько, что даже генические грузчики не ели ее более двух раз в неделю, не то, что сейчас.
В 1957 г. на 20-летний юбилей Дружбы, братства и родства (связи кровные) Генического и Махарадзевского районов Украины и Грузии на площади «Имени 9-го магазина», который был тогда рыбным и колхозным, после демонстрации всех угощали куском колхозного хлеба, намазанного черной икрой, безплатно!
Случай этот, из генической светлой «черной» истории, очень долго вспоминали. Особенно наши евреи, собиравшиеся на старом базаре. И говорили приблизительно так: «А помните , возле 9-го магазина стояла бочка с черной икрой? Да, помним. А сейчас ее нету! Нету! Интересно, кому она мешала?».
В истории Великой Отечественной войны в части «Тегеранская конференция октября 1943 г.» приводятся сведения о том, что 30 октября у Уинстона Черчилля, премьер-министра Великобритании, одного из трех участников переговоров, случился день рождения. И вот генеральный секретарь Иосиф Виссарионович Сталин и президент США Франклин Делано Рузвельт , решили Черчилля немного побаловать. В этой связи Сталин подарил ему рыбку — белугу ростом почти в 4,5 м и весом почти 1200 кг. Ее для этого специально поймали, организовав даже небольшую военную операцию.( Высадили специальный оперативный морской десант в 63 чел , но немцы мешали поймать «достойную рыбу». И , тогда срочно освободили Геническ к дню рождения Черчилля ). Так вот рыбка была поймана в Азовском море, а не в Иране или Астрахани. Из нее извлекли почти 12 ведер черной паюсной крупнозернистой икры, и все это благополучно съели на день рождения Черчилля. Азовская осетровая была самая вкусная в мире — факт общеизвестный.
Благодаря геническим рыбакам, отвозившим «шаланды, полные кефали» и иной рыбы в Одессу, в Геническе в 1907-09 гг. зародился английский (европейский) футбол: Геническ стал вторым городом юга России, где до первой Мировой войны была футбольная команда.
А случилось это следующим образом.
Генические рыбаки, в большинстве своем, сдавали рыбу оптовому покупателю, который был старшим братом Сергея Исаевича Уточкина, известнейшего одесского спортсмена, любителя и популяризатора спорта. Через старшего брата генические хлопцы вышли на Сергея и уговорили его вместе со своими двумя «дворовыми» любительскими командами на баркасах приплыть в Геническ и устроить показательный футбол. Идея осуществилась осенью во время осенних ежегодных ярмарок.
С. И. Уточкин был единственным одесситом — членом Британского атлетического общества с правом организации соревнований (27)
На осеннюю ярмарку в Геническ приезжал цирк «Шапито» и там выступали «борцы французской борьбы». Съезжались и «три Ивана»: Иван Поддубный из Ейска, Иван Заикин, друг Уточкина, из Одессы и Иван Яновский из Херсона.
Все они съехались в Геническ, где и организовали футбол. С тех пор он и существует у нас. А во время Гражданской войны геническая «дикая» команда «Птичка се..ет» обыграла сборную оккупантов -англичан, команду «Рэкс» со счетом 12:0 (13). В связи с этим она попала в Энциклопедию советского спорта.
Геническ был благополучным городом, без национальных конфликтов. Почти треть его населения составляли евреи.
До 17 октября 1905г., до провозглашения царского манифеста, даровавшего всем: неприкосновенность личности, свободу слова, свободу вероисповедания, свободу печати и собраний», а также утвердившего право избираться в Государственную Думу, Геническ был самой восточной точкой расселения евреев в России. И немалая часть из них работали в порту грузчиками и достойно зарабатывали (13). Так что, еврей-грузчик — это не сказки, это геническая быль. А Геническ называли маленькой Одессой. Вот так и жили.
И под занавес этого раздела :
Генический анекдот , периода последней войны.
Берлин. Бункер Гитлера. И наш солдат врывается в бункер. А там фюрер – сидит за столом , а перед ним : «четверть» украинского «бурячного» самогона , помидоры , лук зеленый , камбала и генический жареный калкан. И пьет «с горя».
Глянул потухшим взглядом на солдата и говорит , то ли спрашивая , то ли утверждая : ан – ( ик…) – гличанин ?! А тот ему в ответ утвердительно : Геничанин , геничанин ! И к столу. На том война и кончилась.