Значительные силы Российской империи находились в ее южном причерноморском регионе, а также на территории непосредственно Украины.
И в сентябре 1851г Николай – 1 совершил инспекторскую поездку, с целью посещения военных поселений, сухопутных войск и флота в данном районе, в т.ч. в Херсонской и Таврической губерниях. Общее число сухопутных войск доходило до 645 тыс. солдат; сведены они были в 16 кавалерийских полков со штабом в Кременчуке.
2 октября 1852г он прибыл в Севастополь пароходом из Одессы. Осмотрел корабли Черноморского флота, в т.ч. и наибольший 120-и пушечный корабль «Париж», командиром которого был капитан 1-го ранга В. Истомин. Это был крейсер с командой в 1000 человек. Кроме этого корабля флот имел еще почти 100 кораблей и десятки вспомогательных, в т.ч. и 30 пароходов. (1). Личный состав флота, как известно, был сформирован из уроженцев Украины, за исключением высшего командования. Подобным образом формировались и сухопутные войска, как из числа «крепостных рекрутов», так и из числа «вольнопоселенцев».
Поездка убедила Николая – 1 в могуществе своих армии и флота, и император ввел российские войска в Дунайские княжества, преследуя великодержавные цели и игнорируя мнением Западной Европы. А на тот момент, княжества находились под протекторатом Турции и входили в состав Оттаманской империи , называемой – Портой.
5 октября 1853г состоялся первый морской бой в истории Крымской кампании. Произошел он между фрегатом – пароходом ЧФ «Владимир» и турецким п/х «Перваз – Бахри»: бой был выигран и турки взяты в плен. А 18 ноября состоялось знаменитое Синопское морское сражение под командой вице – адмирала Павла Степановича Нахимова. Результат сражения – почти полный разгром турецкого военно-морского флота. Это было одно из трех самых знаменитых морских сражений Российского морского флота за всю его историю.
Малоизвестный факт: П.С. Нахимов имеет запорожские корни.
А с самого начала 1854г неприятельские пароходы Англии и Франции, поддерживающие Турцию, стали крейсировать в водах Черного моря. О действиях неприятельских судов на побережье Крыма немедленно доносили местные власти губернатору Таврической губернии Пестелю, а тот князю Меньщикову. Из этих донесений были видны впечатления, которые производили неприятельские корабли на население, видны были и меры, принимавшиеся администрацией края. (1).
В виду явной вероятности сосредоточения военных действий в Крыму, губернской администрацией стали предприниматься действия к сохранению казенного имущества в приморских городах как Черного, так и Азовского морей.
«Высадка Союзного флота в Крыму и возможные здесь военные действия не должны были захватить врасплох местные власти и население». Но предполагавшаяся война на Черном море имела свою предысторию.