Керченский п-ов и южная часть Арабатской стрелки

После того, как 13 июля пароходы союзников высадили десант около деревни Казантип, с целью отбить стадо пасшегося там скота, и казакам удалось отбить атаку неприятеля , генерал-лейтенант Врангель передал жителям сел Керченского п-ва приказ, суть которого сводилась к следующему: скот частных лиц предписывалось отгонять за линии аванпостов, причем подальше от берега моря. Неисполнение приказа расценивалось, как желание отдать скот в руки врага.(РГВИА ф ВУА ед хр 5822 л 96). Касалось это и жителей Арабатской стрелки.
В случае же приближения неприятеля стада пригнать к аванпостам. Если жители села не исполнят этого, то «все строения онаго будут преданы огню, жители забраны и переселены в Россию, оставшийся же скот обращен в порционное довольствие войск»
Справедливости ради нужно отметить, что большая часть татар Феодосийского уезда вела себя по отношению к российским властям весьма лояльно. Даже в тех деревнях, которые были оставлены российскими войсками (вплоть до Стрелкового-Чокрака) распоряжения военной администрации в целом выполнялись неукоснительно. Более того, старосты сел заблаговременно извещали военные власти о появлении неприятельских отрядов и их перемещениях.
Так, 8 сентября 1855 г на российских аванпостах получили известия, что неприятель захватил несколько сел. Казаки крепости Арабат отправились и выбили англичан и преследовали их в сторону Керчи до французских укреплений. После стычки, закончившейся бегством противника, казаки «все съестные припасы, награбленные в деревнях», возвратили «обывателям» (л 410-411 ед хр 5191).
После заключения перемирия и подписания Парижского мирного договора Врангель получил предписание: не допускать перемещения иностранных товаров, как в глубь полуострова, так и в Азовское море.
Вместе с тем, вывод войск затянулся до лета: французы, турки, а особенно англичане, не желали покидать район Керчи до тех пор, пока не распродали запасы продовольствия и имущество путем устройства публичных торгов. Распродавали: овес, ячмень, деревянные бараки с железными крышами, железные обручи от бочек и ящиков. В мае 1856 г генерал-губернатор Новороссийский и Бессарабский граф Строганов разрешил вывозить местным жителям купленные товары «для понижения цен на эти товары» (л 81 ед хр 5912).
Поскольку в Крыму цены на хлеб были высоки, а массовые закупки могли привести только к росту цен, хлеб доставляли из портов Азовского моря. Так начал работать Генический порт. Со второй половины лета 1856 г хлеб везли и из Бердянска. Работали суда «Св. Елисавета», «Св. Апостолы» и «Всех Святых».
Таврическому, Херсонескому, Екатеринославскому губернаторам предписывалось оказывать возвращавшимся жителям помощь подводами, жильем и пособиями. Особо указывалось «употребить, если окажется возможным, пароход для перевоза керчь-еникальских греков из Мариуполя» (л 28 об РГИА ф 1281. оп 6 ед хр 93).
По Высочайшему распоряжению население получило целый ряд льгот, в т.ч. и восстановление приписки к гильдии купцов и продление ее на 5 лет. С части граждан снимались недоимки прежних лет, не только в казну, но и в казначейство.
Важной мерой, оказавшей благотворное влияние на развитие экономики Крыма и прибрежных поселений, оказалась присылка правительством новых банковских билетов, составивших запасной капитал для восстановленных и вновь образовываемых банков и утраченный во время боевых действий.
Были ли банки в Геническе до Крымской войны точно не известно, но после нее они уже функционировали.
Помощь правительства, трудолюбие горожан, а также некоторые экономические условия позволили уже в первые послевоеннные годы в значительной степени восполнить ущерб, нанесенный войной.
В первый же год заработала, и добыча соли, вывоз которой в 1856 г через Керченский порт составил 419.000 пудов (с 466 Н.Н. Нынешнее состояние Керчь-Еничальского градоначальства 1858 г). Вновь открылись рыбопереработки. Часть генических рыбаков была мобилизована на лов керченской селедки. И поймали ее тогда за 1856 г около 7 млн. штук (с 468).
События 1855-56 г заставили российские власти проанализировать причины военных неудач. Провели расследование «О причинах бездействия всех мер, предпринятых для защиты Керченского п-ва и входов в Азовское море». Выявили множество фактов, требовавших дорасследования, но Александр II «соизволил повелеть дело это оставить без дальнейших последствий (л 11 РГВНА ф ВУА ед хр 5891).
Начавшееся оживление в Геническе, вызвало приток переселенцев в поисках работы, в т.ч. временнообязанных крестьян перечислявшихся приказами Таврической казенной палаты в сословие мещан. Приток нового населения в несколько раз превышал количество жителей, покинувших его ранее. Способствовало резкому увеличению населения и отмена крепостного права в 1861 г. Следующее десятилетие для Геническа определяется его экономическим подъемом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *