Лихолетье Крымской войны особо ярко показало, что в деле защиты рубежей России Крым и Севастополь единый организм, сердцем которого есть Севастополь.
Прекрасно понимали это и в антироссийской коалиции, под эгидой Англии. «Главная цель политики войны не может быть достигнута, пока существует Севастополь и русский флот» (Таймс, 3 июня 1854 г).
С целью ослабления сопротивления российских войск, интервенты, не имея достаточно силы, высадились десантом вдоль Южного побережья, подвергая его грабежу. Превосходство на море позволило им блокировать морские коммуникации россиян, связывающих Крым с материком. Поэтому вся нагрузка по снабжению легла на Чонгар и Перекоп – самых северных точек Крыма.
«Русские, казаки и поляки переименовали древний Тафр в Перекоп, Prszekop, с того времени, когда хан Сагиб Гирей (1551г), увеличив укрепление, построенное в 1515 г для защиты полуострова от вторжения неспокойных соседей, прокопал от крепости в обе стороны до моря ров. Соседи прозвали ханов перекопскими, а землеописатели весь Крым наименовали «Tartaria Precopengis». Тартария перекопская «Гнуснейшее местоположение, ни малейшей тени, даже человека нечем высечь» (1855 г) (38).
Учитывая это, казакам Резервной Уланской дивизии вменили в обязанность наблюдение за морем от Евпатории до Перекопа и за поведением врага на суше. Для прикрытия побережья Черного моря от Перекопа до самого Кинбурна была выделена кавалерийская бригада и конно-легкая батарея №12 генерал-лейтенанта Рыжова. (Впоследствии он выполнял обязанности командира Генического гарнизона).
В Крым прибывали тысячи подвод в обозах. И Меньшиков приказал воздвигнуть стоянку их в районе Чонгарского моста, для большей безопасности. Тогда же приступили и к устройству укрепленного лагеря на Перекопе. Состояло оно из 25 полевых укреплений, расположенных в две линии. Это укрепление дважды возобновлялось в Гражданскую и Отечественную войны и известно как Ишуньские позиции. Работу вели гренадеры поручика Роже из Гренадерского корпуса.
Укрепили позиции и у Чонгарского моста. На крымской стороне Присивашья соорудили укрепления с четырьмя передними люнетами: это валы со рвами, прикрытые с флангов. Два укрепления были на самой дамбе, что шла от Чонгарского моста.
В мае 1855 г англо-французская эскадра, высадив 16-ти тысячный десант, захватила Керчь. После этого их флот стал довольно вольготно разгуливать по Азовскому морю и бомбардировать приморские города. Они устроили полугодовую морскую блокаду Геническа (с мая по ноябрь 1855 г), и открывали огонь по Чонгарским укреплениям. Но, получая отпор, не прорвавшись к мосту на Чонгаре и не захватив Геническ, эскадра откатывалась, а затем снова бомбила укрепления, возведенные и организованные стараниями командира Генического гарнизона подполковника князя Лобанова-Ростовского.
Получив отпор российской армии флот отошел в Керчь. Последнее заставило нового командующего войсками князя М.Д. Горчакова срочно организовать устройство укреплений Геническа. Вдоль морского берега были вырыты глубокие траншеи до двух верст длиной. Перед траншеями были устроены “загаты” из камки – местной морской травы. В них устроили батареи из 4 крепостных (16 фунтовых) пушек и 8 батарейных (12 фунт) орудий. Прямой выстрел таких орудий доходил до 500 и 800 шагов и насквозь пробивал оба борта деревянного судна. Была оборудована “калильная” печь, где ядра нагревали до малинового цвета, затем специальными клещами закладывали в орудие и стреляли. При попадании ядра вызывали пожар. Для отражения десантов как на шлюпках, так и в пешем строю использовали “мортирки” – прообраз минометов, ядра из которых пробивали днища шлюпок, а также использовались для подавления противника в углублениях.
Вход в Сиваш (район нынешненго рыбзавода и закоски) был перегорожен в три ряда (в шахматном порядке) 69 сваями по 23 шт. Забиты они были до уровня воды, чтобы нельзя было их подорвать, на расстоянии половины прямого выстрела от берега. Перед и несколько за ними в “гирле”, затопили четыре греческие шхуны и филюги. Между сваями и шхунами затопили несколько калабух. Все суда были загружены каменным углем, находящимся на причалах порта, и так затоплены. Таким образом получился подводный остров, который определялся только бурунами над верхушками свай и мачт. Сделано это было с целью невозможности разбомбить остров. (Последние остатки деревянных судов были подняты еще по советским временам во время очистки вдоль причалов и углубления причала “приемки”. Возраст этих обломков определили по сохранившимся кованным гвоздям из обшивки).
Было еще два небольших затопления мелких судов – калабух и баркасов – дубов. Одно напротив пр. Промоина, т.к. Крученка на тот момент была достаточно глубоководной и даже судоходной. И второе в сторону с. Подорожнее, где был, в свое время, небольшой канал-канава. Он мог быть использован для тылового захвата Геническа. Как рассказал один старик-татарин (или ногай) из Юс-Куев, а ему его дед, то англичане пытались там высадиться и зайти с тыла на Геническ, но местные жители увидели и сообщили в “крепость” Тонку. Налетели казаки и на том все и кончилось.А предок за то получил “благодарность”. Были ли еще попытки десанта — неведомо. А вот попытки десанта на Арабатскую стрелку были неоднократно.
Об этом сохранились архивные документы, которые разыскала московская ученая-архивист С.Е. Павлова и опубликовала в своей работе составленной из документов по Крымской войне.
Оборона Геническа, Арабатской стрелки, Восточного Сиваша, Чонгара была настолько умно и грамотно организована кн. Лобановым-Ростовским, что князь Меньшиков даже приказал обозный лагерь из нескольких тысяч телег расположить не где нибудь в Крыму, а сразу перед Чонгаром для большей безопасности.
Объяснялось это тем, что Перекоп находился под постоянной угрозой десанта между Евпаторией и Кинбурном. Было решено даже на случай захвата интервентами Перекопа и блокирование Чонгарского моста устроить еще один, третий по счету, запасной путь для связи Крыма с материком. Место это выбрали напротив Чюрюк-тюна, но до конца работы не довели: только начали насыпать дамбу, как в начале 1856 г война закончилась. Но оказывается была попытка создания и четвертого пути через брод “Смердящий” (этим путем проложена автотрасса современной магистрали в Крым по Чонгару).
Для охраны Перекопа в апреле 1855 г выделили 5-й батальон Бутырского пехотного полка из 17 пех. бригады, а также 4 полевых орудия на конной тяге 3 арт. бригады 5-й пех. дивизии.
Предположения российского командования оправдались и уже 29 сентября с вражеских судов нанесли удары вдоль дорог от Евпатории на Саки и Перекоп. Они даже потеснили части российской армии, разорили села и колодцы, но отошли на Евпаторию. Повторили нападение 8 октября, а 15-го захватили Кинбурн. Это была явная угроза блокады Крыма с севера. Транспортная нагрузка резко увеличилась через Юс-Куи, Ярошок, Геническ и Чонгар.
Российское командование срочно мобилизовало силы на защиту перешейка, Перекопа и Николаева. Был создан Особый Перекопский отряд, в который вошли войска расположенные в Сары-Булате, Сары-Булаке (Новотроицке), Каланчаке и Геническе. Задача его была — защита побережья Черного моря от Днепровского лимана до Донузлавского озера, а также берега Сиваша от Перекопа до Геническа. К нему же присоединили дружины Орловского и Тульского ополчения. И Крым надежно прикрыли с севера и северо-востока.
На этапах между Симферополем и другими городами устраивали кухни, пункты обогрева и ночлега. Устройство промежуточных этапов было поручено чиновнику по особым поручениям при губернаторе — Завадскому, а устройство кухонь – прапорщику Позену, находившегося в распоряжении губернской строительной и дорожной комиссии. Такие кухни были как на Чонгаре, в Черниговке, Ярошках, Юс-Куях, так и Геническе.
Самые большие трудности вызваны были необходимостью при помощи обывателей и на их средства перевозить громадное количество провианта, фуража, оружия в пределах Таврической губернии, затем размещать их в пути и на месте.
Усердная служба Отечеству выпала на все сословия губернии, особенно на долю крестьян.
Через Юс-Куи, Геническ, Ярошок на Чонгар непрерывно шли войска, а обратно колонны военнопленных и обозы с ранеными и больными. Дорога была разбита до невозможности, особенно в сырую погоду. Создана была специальная команда для очистки придорожных колодцев. Особым распоряжением привлекались люди для прокладки первой в Крыму телеграфной линии Николаев-Симферополь через Перекоп.
Неоценимую услугу в Крымской войне оказал хирург Пирогов Н.Н. В Крыму он пробыл 282 дня, из них окло 4 месяцев в Симферополе и в поездках по тыловым госпиталям. Стало известно о посещении Пироговым Геническа дважды в ноябре-декабре, во время инспекторских объездов тыловых госпиталей, где он проводил операции и большую лекционную работу среди медперсонала. В Перекопе он был 4 раза.
Но вскоре во всех этих стараниях по укреплению подступов к полуострову отпала необходмость, т.к. в Париже был заключен тяжелый для России мирный договор, и войска коалиции покинули пределы Крыма но, как сказал Л.Н. Толстой: “Надолго оставит в России следы эта эпопея Севастопольская, которой героем был народ российский”.
По окончании войны с 25 марта 1856 года начался вывод войск из Крыма, участвовавших в обороне. По распоряжению Александра II были вознаграждены жители, понесшие убытки во время войны. Особо отмечены были греки-судовладельцы, затопившие свои суда в проливе Тонком

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *