В результате русско-турецкой войны 1768-74гг ,был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор, согласно которому Россия получила выход к Черному и Азовскому морям. Затем к России были присоединены Тамань и Крым. Было окончательно закреплено обладание северным берегом Черного моря. (14).
Южная оборонительная линия Российского государства из сухопутной — превратилась в приморскую. Для закрепления границ необходимо было строить города, крепости, порты с гаванями, верфями для ремонта, строительства и ремонта кораблей Черноморского и Азовского флотов.
Одним из первых оценил преимущества бухт на юго-западе Крыма и осознал необходимость их укрепления со стороны моря был А.В. Суворов (1729 – 1800гг), назначенный командующим особым корпусом войск в Крыму и на Кубани в 1778г.
Приняв командование корпусом , Суворов лично обследовал все побережье п-ва и указал места и типы предполагаемых укреплений. (15 с57). С середины июня 1778г он занялся непосредственно размещением батальонов пехоты с конницей и артиллерией на определенных им местах и приступил к возведению укреплений.
В 1779г после подписания «изъяснительной конвенции» между Россией и Крымским ханством российские войска ушли с территории п-ва и осели по его северным границам. Это и послужило поводом для начала строительства российской крепости в Геническе.
После присоединения Крыма к России в 1783г разработкой вопроса относительно расположения крепостей на южной границе занимались АВ Суворов вместе с Н.С. Мордвиновым, ИИ Князевым, ФП Деволаном и ВМ Долгоруковым.(16 с152).
Проекты отдельных узловых пунктов на границе с Турцией передавались генерал- фельдмаршалу ГА Потемкину, который придавал большое значение строительству и усилению Севастопольской крепости, основанной 3 июня 1783г, как ключевому звену в системе фортификационных сооружений Крыма.
10 февраля 1784г на имя Потемкина последовал Высочайший указ о новой инженерной подготовке границ. Екатерина – 2 повелевала: «…с распространением границ Империи Всероссийской необходимо …обезпечение оных , назначив по удобствам новые крепости и уничтожив те , кои сделались ныне внутренними…». Тем и было определено строительство военной российской крепости «в Еничи»(Геническе) с превращением ее укреплений из временных в основные. Уже тогда Геническ рассматривался как тыл Севастополя; а в Севастополе «должны быть адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военные поселения» (17). Кроме того, предписывалось в гарнизоны ,в т.ч. и Генического, «поселенных тут греческих войск» пришедших с Балкан, помимо местных казаков.
Выполнение указа было поручено «в главное ведомство и распоряжение Потемкина», обязанного по каждому опорному пункту представлять императрице проекты и сметы. Фельдмаршал поручил инженер-полковнику Корсакову, принимавшему участие в строительстве южных крепостей , «осмотреть прилежно все места» и высказать свои соображения, в частности, по поводу строительства долговременных укреплений для защиты Севастополя с моря, суши и тыла. (18 с84).
10 августа 1785г князь Потемкин направил императрице донесение, в основу которого лег документ, подготовленный инженером Корсаковым, — «Краткая идея об укреплении Севастопольского пристанища». В документе и были определены три основные задачи защиты Севастополя «столь сильно укрепить, что хоть неприятель и высадит на берег превосходящие силы , облечь крепость с земли и с моря , чтобы она была в состоянии его нападения противиться, доколе из других пределов России не прибудет помощь».(19).
Екатерина утвердила проект, особо отметив роль Севастополя и необходимость превращения всей системы в «крепость чрезвычайной силы». В 1786г императрица одобрила добавление к проекту, предусматривающее не только укрепление главных бухт, но и большинство смежных и тыловых по периметру полуострова. (15 с156).
Все эти сооружения , в т.ч. и Генические , должны быть сомкнутыми , неправильной формы, временными, с одеждами из плетней и туров. Для строительства привлекались , помимо солдат и казаков, и местные жители.
После Ясского мира 1791г потемкинский план укрепления южных границ устарел. Причинами этого были новые исследования в фортификации и вооружении, изменения в международной обстановке. Военные инженеры в своих проектах настаивали на необходимости строить укрепления с каменными одеждами, усиливать их обороноспособность каменными башнями, казематами и казармами. В 1792г была учреждена Экспедиция строения южных крепостей , в ведомстве которой находились крепости: Кинбурн, Очаков, Симферополь, Севастополь, Перекоп, Геническ, Арабат, Феодосия и др . Указом Екатерины – 2 от 10 ноября 1792г Экспедицию возглавил граф Суворов – Рымникский, который был назначен командующим войсками, расквартированными в Екатеринославской губернии, Таврической области, в т.ч. и в Крыму. (20 с183).
В начале 1793г генерал прибыл в свою штаб – квартиру в Херсоне и стал знакомиться с составленными до его приезда проектами. С февраля Суворов посетил Севастополь и осмотрел все строительства крепостей и проверил состояние инженерных работ в них.
По его указанию инженер ФП Деволан составил новый проект на оборонительные строительства , взамен проекта 1786г.(21). Тщательно изучив вопрос обороны Крыма , Деволан, делает вывод , «что Севастополь – важнейший пункт обороны границ Таврического полуострова», это центр морской границы его, «цитадель Тавриды». Его укрепления – охрана убежищь флота и морских складов, а также сухопутного сообщения Крыма с Россией. Деволан первым отметил , что «положение Севастополя с суши и тыла представляется критическим и требует особого внимания» (22 с965). Он был убежден, что «в случай военных действий в Крыму основные события хотя и будут происходить под Севастополем, где и нужно сосредоточить главные силы войск, но нельзя забывать и иных средоточениях войск для обороны полуострова с востока, севера и запада». (22 с974-75).
По приказу Суворова предварительные работы по крепостям были начаты с апреля 1793г, до Высочайшего утверждения, которое, стараниями Деволана , императрица утвердила 19 июля того же года. Сначала проекты, а затем 23 июля «План укреплений Севастопольского порта и всех необходимых укреплений» Деволана – Суворова был Высочайше утвержден.
Граф Суворов ликовал. Проведение всех работ поручили Деволану ФП и его главным помощникам : инж. Неверови по оборонительным сооружениям и архитектору Гегеймейстеру по необоронительным. (15 с160-61). Все строительства были рассчитаны на три года , но сроки как всегда не выдерживались из-за срывов в финансировании.
В мае 1794г Суворов был назначен главнокомандующим русскими войсками в Польше , вплоть до осени 1795г, но Екатерина не освободила его от ответственности за строительство крепостей на Юге России. И только с 8 марта 1795г на это место был назначен генерал – фельдцейхместер князь ПА Зубов.(20 с184).
Причастность АВ Суворова к строительству крепости в Геническе см ч1 «Записок».
Последний раз Суворов объехал южные крепости в июле – августе 1796г. Он проводил инспекторский смотр расквартированных в них войск.
В ходе строительства укрепления совершенствовались , были увеличены в размерах, приспособлены к ведению настильного горизонтального огня по неприятельским судам. Внутренние отрогости брустверов были в каменных одеждах, а в самих брустверах прорезались амбразуры. Безопасность тыла обезпечивалась земляными валами и рвом впереди них. Построены пороховые погреба, склады, казармы. Все это в большей или меньшей мере относилось и к крепости в Геническе, для чего были приспособлены старая турецко-татарская крепость и катакомбы.
10 января 1797г согласно указу императора Павла – 1, Экспедиция строения южных крепостей России была упразднена. Строительные работы были повсеместно приостановлены, а затем и прекращены вовсе, а инженера ФД Деволана уволили со службы. Все дела, материалы, денежные средства перешли в фортификационное ведомство в распоряжение Государственной Военной Коллегии Артиллерийской Экспедиции.
Но Геническая российская крепость, построенная стараниями двух великих людей фельдмаршала АВ Суворова и инженера ФД Деволана, достойно показала себя в Крымскую войну 1853-56гг. Это период ее высшей славы и доблести. Геническ же в период правления Павла – 1 с 1795г по 1801г получил статус «Порто-Франко», что послужило мощным толчком для его развития. (Павлова СЕ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *