В 1853г возникла война с Турцией, а в следующем – Англией и Францией.
После войны 1812-15гг преобладающей по своей военной силе державой стала Россия.
Большая часть царствования Николая – 1 (1825-55гг) ознаменовалась более или менее успешными войнами с территориальными приращениями к России. Желание форсировать распад Османской империи и разделить ее «имущество» с целью получения Константинополя и проливов Босфора и Дарданелл , было чрезвычайно сильным и толкнуло Россию к войне.
Но Англия и Франция внесли в этот вопрос свои коррективы, с намерением устранить Россию как соперника на Ближнем Востоке, захватить Севастополь, уничтожить российский флот и отторгнуть от нее Кавказ. Так что захватническая политика была с двух сторон , ну а внешним поводом , как известно, послужил «вопрос о святых местах».
Для «призвания турок к порядку» , 16 февраля 1853г в Константинополь прибыл чрезвычайный российский посол АС Меньшиков. Самонадеянный и недальновидный политик, он вел себя с турецкими министрами и самим султаном надменно и вызывающе. Результат – разрыв дипломатических отношений с 9 мая, а 14-го Николай – 1 подписал манифест о вводе российских войск в Дунайские княжества «дабы показать Порте , к чему может вести ее упорство».(27 с118-123). Турция предъявила ультиматум и начала войну на Кавказе. Тогда 19 октября Николай – 1 издает манифест о войне с Турцией. Крупным успехом начала войны стало Синопское сражение 18 ноября, но 23-го в Черное море вошел флот союзников, для защиты турок. С того и пошла Крымская война. 18 февраля 1854г дипломатические отношения с Англией и Францией прервались.

В нашем же случае вопрос рассматривается с позиции судоходства на Азовском море в период Крымской войны. Так на 1853г предусматривались пароходные сообщения по всем установившимся линиям, по опыту прошлых лет.
12 октября последовало указание Главного морского штаба о вооружении пароходов-фрегатов, и с 23-го прекратились «прямые торговые сношения между обоюдными подданными», а также пароходное сообщение с Константинополем, которое передали австрийской компании «Ллойд». По Азовскому морю продолжали курсировать «Таганрог» и «Бердянск». Но с 7 января 1855г союзники объявили «о строгой блокаде» всех морских портов России, а 12 мая вошли в Азовское море 80 англо-французских судов.
Вооруженные пароходы удалось увести в Севастополь и пароходо-фрегаты «Крым», «Одесса», «Херсонес», «Бессарабия» и «Владимир» встав в устье Килен-бухты, вели интенсивный огонь по войскам противника и их резервам, помогая отбить штурм Севастополя. Даже в тяжелое время осады наши пароходы выходили из порта навстречу судам противника.
Оставшиеся на Азове пароходы- «Могучий» и «Донец» – были уничтожены своими экипажами, т.к. были в ремонте и уйти сами не смогли. «Бердянск» с архивами и денежными средствами успел выйти из Керчи, но преследуемый противником, весь израненный, был уничтожен. «Боец», «Молодец», «Колхида» и винтовая шхуна «Аргонавт» под командой контр-адмирала Вульфа ушли в Бердянск. «Аргонавт» при этом выдержал успешный бой с английским пароходом .
После войны затопленные суда подняли и отправили в ремонт. А 3 августа 1856г организовали Российское Общество Пароходства и Торговли (РОПиТ), которое приобрело 5 п-х в Англии и 5 от Новороссийской экспедиции, в т.ч. и выдержавшие войну «Дарго» и «Таганрог». Эти 10 п-ходов дали возможность открыть грузо-пассажирские линии, причем 9 — зарубежных. «Таганрог» проходил в морях 30 лет.
После заключения Парижского мира , по окончании Крымской войны 1853-56гг , Геническ становится открытым для международного судоходства коммерческим портом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *