Институт военного морского духовенства в Российской армии возник в период преобразований Петра – 1. В армейских уставах появились главы «О священнослужителях» определявшие права , обязанности и основные формы деятельности.
В «Инструкции или Артикулах военных Российскому флоту» утвержденного в апреле 1717г по повелению Петра предписывалось : «В Российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников» (42 с48). Однако служба прельщала не многих , т.к. считалось , что флот учрежденный Петром — «греховная и мирская затея». Изначально на службу вызывали белое духовенство , но оно себя не показало. И с 1719г утвердилась практика назначения на флот монашествующих лиц. Им вменялась в обязанность проповедовать слово Божие , наблюдать за своевременным и исправным оправлением богослужения , осведомляться у командиров о поведении подчиненных и защищать их от обид. Во время боевых действий священники обязаны были находиться рядом с офицерами и матросами.
По скудным данным потери среди священнослужителей в Русско – Турецкой войне 19ст составили 30 полковых священников , в Отечественную войну 1812г – более 40 человек. (43 с 23).
Как известно , формальным поводом к войне 1853-56гг послужил спор между католиками и православными о праве владения святыми местами в Палестине , входившей тогда в состав турецких владений. Искусственность этих споров , даже с точки зрения чисто церковной , была очевидна настолько , что иерархи обоих церквей довольно равнодушно отнеслись к дипломатической возне вокруг «святых мест».
Но были и корыстные интересы как у архиепископа Парижского Доминика Огюста Сибура вдохновенно убеждавшего верноподданных начать «крестовый поход» против православия , с объявлением «священной войны». При этом иерархов католицизма не смущало усиление в Европе позиций мусульманства.
Российское духовенство достойно ответило на политические и религиозные претензии противников , начавших активные военные действия против России в 1853г , и встало на защиту Отечества.
Среди православных священнослужителей , до конца исполнивших свой патриотический долг , особо выделяется Преосвященный Иннокентий , архиепископ Херсонский и Таврический . Узнав о начале военных действий в Крыму , он оставил кафедру в Одессе и отправился туда , где решалась судьба России. В течение многих месяцев архиепископ постоянно напутствовал войска , направлявшиеся на военные действия , посылал им и гражданам Севастополя свое благословение. А 25 июня 1855г прибыл на передовые рубежи. Он много молился с воинами , благословляя их на ратные подвиги , освящал иконы , присылаемые со всех концов России , часто обращался к раненным с утешительным словом. Зажигательные и ободряющие слова уважаемого в народе архипастыря укрепляли их дух и боевой настрой. После чего возвращался в Одессу. Современники называли архиепископа Иннокентия – «Великим гражданином земли Российской» и «русским Златоустом».
Именно по его благословению 8 сентября (26 августа) 1855г была крестным ходом пронесена Касперовская икона Богородицы через Перекоп , Чонгар и Геническ на день Владимирской иконы Богородицы и с этого момента оборона Севастополя закончилась , это был ее 349 день. А враг далее означенной крестным ходом линии , не пошел , хотя и ожидали. И 9 сентября наступил первый день без боев.
Многочисленные примеры безстрашия духа , храбрости и патриотизма в период всей обороны показывали другие представители православного духовенства , находясь среди раненных и защитников , поддерживая их боевой дух.
Особенно упоминается о подвигах отца Иоаникия Савинова , духовника 45-го флотского экипажа , осуществлявшего религиозно – нравственное воспитание его личного состава. Он постоянно находился среди матросов , вселяя в них мужество и уверенность в победе , нередко присутствуя в самых первых рядах защитников.
За боевые заслуги , личное мужество и верность присяге иеромонах 45-го флотского экипажа Иоаникий Савинов был награжден орденом св. Георгия 4-й степени. Этот орден , согласно положению , могли получить исключительно «лица военного звания». За 100 лет его существования ( 1769-1869гг) им были отмечены только три священнослужителя : священник Тобольского пехотного полка Иов Каминский ( 21 июня 1829г ) , старший священник Могилевского полка ( расквартированного в Геническе ) Иоанн Матвеевич Пятибоков ( Пятибока ) ( 26 августа 1854г ) и Иоаникий Савинов – Герой Севастопольской обороны.
Уникальность самого факта награждения военным орденом св. Георгия служителей церкви связана с тем , что в его Статуте , изданном императором Николаем – 1 , говорится : «Ни высокий род , ни прежние заслуги , ни полученные в сражениях раны , не приемлются в уважение при удостоении к ордену св. Георгия за воинские подвиги ; удостаивается же одного лишь тот , кто обязанность свою исполнял во всем по присяге , чести и долгу ; но сверх сего ознаменовал себя на пользу и славу Российского оружия , особенным отличием…» ( 44 с 74, 114, 213 ).
К осени 1854г в ряды защитников вливаются и священники Русской православной церкви входившие в состав армейских и флотских частей. Они безропотно переносили тяжести походной жизни , храбро ходили со своими частями на штурм вражеских укреплений , под обстрелом напутствовали больных и умирающих.
В числе их военный протоиерей Углицкого егерского полка – Михаил Стефанович Альбов , отмеченный высшей церковной наградой для духовенства – наперсным крестом. За годы службы он был награжден орденами : св. Анны 2-й ст. с мечами , св. Владимира 4-й ст. с мечами , св. Владимира 3-й ст. с мечами .
Самоотверженно сражался с врагом священник Азовского пехотного полка Дамиан Амвросиевич Борщ ; полковой священник Бутырского пехотного полка Андрей Васильевич Сенаторский почти 8 месяцев воевал в рядах защитников Севастополя , в т.ч. и под Инкерманом и на Черной речке.
Сохранились известия о храбрости священника Владимирского пехотного полка Петра Михайловича Мацевича участника Альминского сражения ; священника Архангелогородского пехотного полка Георгия Марковича Сокольского погибшего в бою на Черной речке , едва отметившего свое 30-илетие . Орденом св. Анны с мечами был награжден священник Бутырского пехотного полка Алексей Потальевич Патенков ; священник Камчатского егерского полка Евгений Петрович Федюшин бы награжден золотым наперсным крестом на георгиевской ленте.
На Черноморском флоте были военными пастырями монахи Балаклавского монастыря св. Георгия. О подвигах одного из них – иеромонаха Иоаникия Савинова , уже говорилось. Другой иеромонах этого монастыря – Никандр – нес службу на корабле «Чесма» , участвовавшем в Синопском сражении 18 ноября 1853г. Высоким священническим долгом отличался настоятель обители Агафангел , а также архимандрит Геронтий.
Вместе с местными монахами в героической обороне принимали участие и монахи других регионов , среди них и монах Свято – Троицкой Лавры Анастасий , участник сражения на Черной речке ; настоятель Свято – Благовещенской Никандровой пустыни игумен Серафим от первого до последнего дня обороны был при 39-м флотском экипаже.
Монастыри оказавшиеся в зоне боевых действий несли тяжелый урон. Почти полностью был уничтожен Херсонесский монастырь св. Владимира ; серьезно пострадал от обстрелов Инкерманский монастырь св. Климента , а Балаклавский св. Георгия вообще попал в плен к французам. Но монашеская братия во главе с настоятелем держалась кротко , скромно выполняя свой молитвенный долг , заставив тем самым уважать себя.
Сам по себе этот факт говорит о том , что военные , как российские , так и французы ( по тем временам ) , исходя из собственных представлений о долге и чести , нередко пренебрегали идеологическими и иными разногласиями господствовавшими в высших эшелонах власти. А Л.Н. Толстой , описывая перемирие русских и французов в мае – июне 1855г подчеркивает , что в общении воюющих сторон царило дружелюбие , любезность и предупредительность.
Немалую лепту в народный подвиг внесли и священнослужители местных церквей , среди них и отец Арсений ( Арсений Гавриилович Лебединцев ) служивший в Петропавловской церкви Севастополя , взявший под свое духовное попечение прибывших в Севастополь сестер милосердия Крестовоздвиженской женской общины.
Говоря о сестрах милосердия нужно отметить и монахинь Флоровского Женского монастыря г. Киева , служивших по тыловым госпиталям и стойко переносивших все тяготы закулисы войны. Особо нужно отметить большую роль местного духовенства в вопросе по уходу за раненными.
Подвиги участников войны были отмечены многими наградами . Сразу после войны были учреждены для награждения «военных и гражданских чиновников всех ведомств , дворянства и купечества – бронзовая медаль , а для духовенства – бронзовый наперсный крест» ( 45 с23 ).
В «Правилах для раздачи бронзовой медали и бронзового наперсного креста в память минувшей войны 1853-56гг» подчеркивалось , что награждению наперсным крестом подлежит все духовенство , как военное , так и других ведомств , от митрополита до рядовых священников.
1 марта 1856г , согласно распоряжению императора Александра – 2 , все лица Духовного ведомства участвовавшие в войне получили по годовому жалованию. ( 46 с 73 ). А для назначения пенсии Севастопольским священникам еще и засчитывали военную выслугу – 1 месяц за один год службы.
По тем временам в обществе царило большое уважение к людям с честью выполнявшим свой долг перед Отечеством в трудные для него годы. К сожалению многие имена священнослужителей до нас не дошли , не известны и потери среди них.

Генические соборные и военные полковые священники гарнизона , как и все жители местечка несли свою военную повинность. Так от каждого прихода было отправлено по два священника для нужд военных. В местных же церквях правили службы , молебны , панихиды , исповедовали и причащали , освящали и благословляли. А ночью выезжали по лазаретам и селам : отпевали усопших и утешали раненных и страждущих. Малозаметный , но такой важный труд – для спасения души. ( см. ч 2 «Записок»).

Приложение 1. Святитель Иннокентий.

Архиепископ Иннокентий ( 1800-57гг ) , в миру Иван Алексеевич Борисов , был человек замечательный. Его жизнь тесно связана с Украиной – Киевом , Харьковом , Чигирином , Одессой , Крымом. Он был епископом Чигиринским , викарием Киевским , архиепископом Харьковским , Херсонским и Таврическим. Он отменил преподавание богословия на латинском языке , что способствовало устранению зависимости русского богословия от католического. Как глава епархии , он возобновлял и вновь устраивал монастыри и церкви , заботился об улучшении образования и быта сельского духовенства. Принимал самое активное участие в Крымской кампании , проявляя большое мужество и энергию. Похоронен в Одессе. В 1995г причислен к лику Святых

Приложение 2. Предки.

Предки наши на агрессию врага всегда отвечали сплочением вокруг веры православной. «Битва за ясли Господни» породила целый мир православных героев , легенд и преданий. 150 священнослужителей были награждены за отличие в Крымской войне. Это было героическое воинское священство. И первый среди них – архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) , ныне причисленный к лику Святых , осмыслял оборону Севастополя «как защиту православных основ государства Российского».
В ряду православных героев – священники самого старого на территории России Георгиевского монастыря на мысе Фиолент , основанного , по преданию , в 891г.
С началом боевых действий Николай – 1 отправил в Севастополь список с иконы Божией Матери «Умиление» , перед которой всю жизнь молился и скончался преподобный Серафим Саровский. Главнокомандующий войсками , «образованный» князь А.С. Меньшиков оставил ее в каком-то сарае. При этом сказал : «Как-нибудь сами справимся». И только после запроса царя о судьбе иконы , ее разыскали , но оставили на Северной стороне , а на Южную – сражающуюся , не отправили. Именно Северная сторона Севастополя врагом взята так и не была.

Приложение 3. Балаклавский Георгиевский монастырь.

До присоединения Крыма к России Георгиевский монастырь находился в зависимости от Константинопольского патриарха. В 1794г обитель подчинили Священному синоду. 23 марта 1806г был утвержден штат : настоятель , четыре монаха и 13 иеромонахов для флота. Через 7 лет число последних удвоили. Монастырь стал называться – флотским.
Жил монастырь бедно. На его обустройство 3.000 руб пожертвовал адмирал Ф.Ф. Ушаков , по 100 руб – купец Кази и Великий Князь Николай Павлович – будущий император Николай – 1.
С усилением роли России на Черном море и увеличением численности Черноморского флота возросла и роль духовенства Балаклавского Георгиевского монастыря. Утверждены были новые штаты : настоятель , 22 иеромонаха , 2 иеродиакона и 2 послушника с 1 декабря 1834г. ( ГАГС ф20 оп 1 д62 л14об ) , а с 1839г – добавочный штат в 12 человек для береговых укреплений. И в 1853г общее число достигло 25 священников.
Иеромонахи несли службу на линейных кораблях и фрегатах с весны по осень , когда суда вооружались и направлялись в практическое плавание. Иеромонахи каждый год назначались на новые суда , и только в виде исключения , по просьбе командиров , на две – три кампании. С наступлением осени все находились в монастыре.
В связи с ожиданием войны Синод принял указ «О благоустройстве Балаклавского Георгиевского монастыря» , где значилось , что : «вызывать для служения монахов из Киево – Печерской Лавры , монастыря Задонского , Софрониевской , Глинской , Рыхловской и Святогорской пустынь» , «посылать монахов самых благонадежных ; всех неблагонадежных немедленно удалить». Согласно сему направили 19 чел из Херсонской , Калужской , Воронежской , Харьковской и Курской епархий и из Киево – Печерской Лавры. ЧФ вышел в поход 1853г с 18 иеромонахами на двух эскадрах. За этот поход и Синопское сражение «за примерное благочестие , с которым ободряли раненных на кораблях 18 ноября во время боя при Синопе» были награждены все флотские священники золотыми наперсными крестами на Георгиевской ленте с выдачей годового жалования.
А 23 декабря 1853г англо – французский флот вошел в Черное море. Севастополь готовился к обороне. Прибыли дополнительно монахи из Пермской , Донской и Могилевской епархий.
Оборона началась 13 сентября , а 19 сентября монастырь попал в плен , и был пленен до 21 марта 1856г. Всю оборону в Севастополе находилось на бастионах 17 иеромонахов. Так на 3-м бастионе с 14 сентября и до окончания ее был иеромонах Ефимий , отпевавший и нашего земляка Героя обороны – Гната Шевченко.
«Все священники фрегатов и кораблей , стоящих тогда на рейде и далее затопленных , обязаны были посещать те бастионы , где находились команды их экипажей , освящать батареи , исповедовать умирающих и совершать разные церковные службы. Вениамин был усерден в исполнении этих обязанностей. Он ходил по бастионам с каким-то увлечением. Во всю осаду исповедал и приобщил Святых Христовых Тайн с лишком 11 тыс чел». ( Н. Берг , об иеромонахе 44-го флотского экипажа Вениамине из Святогорского монастыря ).
Иеромонах Иоаникий с начала обороны находился на батареях и в первых траншеях. Отличился в ночной вылазке матросов 44-го флотского экипажа в ночь со 2 на 3 марта 1855г. Он с крестом в руках ободрял матросов и солдат , напутствовал умирающих и утешал раненых.
Имя иеромонаха 45-го флотского экипажа , тоже Иоаникия , стало известно всей России. Во время вылазки с укреплений Корабельной стороны под командованием ген-лейтенанта Хрулева , иеромонах все время находился в первых рядах атакующих с крестом в руках , воодушевляя солдат. В самый напряженный момент боя , из ночной темноты раздалась громовая молитва и сражающиеся увидели иеромонаха в епитрахили воздымающего Крест Святый. Солдаты одним духом опрокинули французов. Несмотря на сильный огонь и кипевший кругом рукопашный бой , Иоаникий обошел все траншеи и передал приказ генерала. 15 мая 1855г за этот подвиг иеромонах Иоаникий (Савинов) был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. Указом Александра – 2 от 22 июня 1855г были награждены семеро иеромонахов орденами св. Анны и еще восемь – наперсными золотыми крестами на Георгиевской ленте.
По окончании войны иеромонахи получили в награду наперсные кресты «В память войны 1853-56гг» , медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853-56гг». Награждены были и монахи , плененные в монастыре.
25 января 1857г в монастыре был получен указ Херсонской консистории «Об объявлении братии Балаклавского монастыря за отлично ревностную службу и полезную от Святейшего Синода благословения».
После Парижского мира штат монастыря сократили до 12 иеромонахов , а в 1860г до – 6. Возрождение монастыря началось только в конце 80-х год 19ст.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *