Крымская война 1853-56гг стала для России, после Отечественной войны 1812г , крупнейшей военной кампанией. Особое значение это историческое событие имело для российских евреев. Они призывались в российские войска с 1827г и впервые за долгие столетия воевали в составе регулярной армии.
Сколько евреев приняло участие в этой войне, не установлено. Но то , что их было несколько тысяч и сражались они, в большинстве своем, достойно, свидетельствует памятник на Еврейском военном кладбище , где захоронено более 500 евреев – воинов. Установлен он в 1864г на Северной стороне, на берегу Панайотовой балки. На нем надписи, на русском и иврите: «Памяти еврейских солдат , павших за Отечество при обороне Севастополя во время войны 1854-55гг».
Подобный памятник был установлен Генической общиной евреев после Крымской войны на старом еврейском кладбище. (Предположительно в том месте , возле которого сейчас расположен обелиск в память погибших в ВОВ шоферов – солдат, и находится один из хоздворов автопарка). Хоронили там как гражданских, так и солдат – евреев, умерших от ран и болезней, и погибших в боях за Геническ.
«Повелеваем обратить евреев к отправлению рекрутской повинности в натуре» – гласил указ Николая – 1 от 26 августа 1827г. Причем указ установил повышенную норму для иудеев: по 10 рекрутов с 1000 чел ежегодно, тогда как у христиан брали по 7 с 1000, и то раз в два года. В отличии от других народностей еврейских ребят в возрасте от 12 до 17 лет определяли в кантонисты — «для приготовления к военной службе». Совершеннолетних сразу же направляли на действительную службу, причем как в солдаты , так и матросами.
Один из царских министров утверждал: «Рекрутский набор есть благодеяние для еврейского народа. Сколько праздных и бедных жидов , поступивших на службу, теперь сыты, одеты и укрыты от холода и сырости» ( Журнал МВД 1846г №14).
Еврейских детей отправляли к месту службы под конвоем , а в батальонах и школах кантонистов их притесняли за приверженность к вере иудейской, обычаям, за незнание русского языка. За все это наказывали: прогоняли сквозь строй, ставили коленями на горох или битый кирпич, подвергали другим жестоким наказаниям , отбирали и сжигали молитвенники.
Облегчить свою участь можно было крестившись. Перешедшие в православие получали в подарок 25 руб и новые русские имена и фамилии , а так же определенные льготы. Ежемесячные рапорты о количестве обращенных в православие посылались лично Николаю – 1, поощрявшего особенно усердных начальников.
Принимая присягу , совершеннолетние рекруты – евреи произносили вслед за раввином над свитком Торы слово в слово по-еврейски : «Именем Всемогущего и Вечного Бога Израиля клянусь, что желаю и буду служить Российскому императору и Российскому государству , куда и как назначено мне будет во все время службы , с полным повиновением начальству…».
Десятки тысяч солдат – кантонистов приняли участие в Крымской войне. Было немало и просто евреев , т.к. именно в те годы норму рекрутов с еврейского населения увеличили втрое: по 30 чел с 1000, и так два раза в год. ( Э. Флиефиш Кантонисты ).
План призыва в ЧФ:
Вероисповедание 1854 – 55гг
Православные 49 461
Лютеране 11 484
Католики 6 178
Евреи 1 539
Магометане 908
В соответствии с приказом , поступившим в войска в начале Крымской войны «евреи – солдаты обязаны носить на себе особые значки , установленные религиозным обрядом, что бы в случае смерти их на войне можно было отличить их от прочих убитых воинов и хоронить по их еврейскому обряду ( Крымский вестник 1900г 20 апреля №101 ). Специально назначенные старосты из солдат – евреев следили за соблюдением этого приказа.
Всех оставшихся в живых солдат – воинов правительство наградило знаками отличия и даже, в виде исключения , даровало всем евреям – участникам Крымской кампании – особые права.
Евреи — солдаты, по горькой иронии судьбы, защищали город, из которого все их единоверцы , за исключением военнослужащих, были изгнаны по указу от 20 ноября 1829г, но где установлен единственный сохранившийся в мире воинский монумент евреям, сражавшимся в регулярной Российской армии. И стоит он в Панайотовой балке Севастополя.
И как пример: Рапорт в Херсонское Губернское Правление командира Севастопольских Морских арестантских рот : «Представляем при сем двадцать Серебряных медалей на Георгиевской ленте установленных за защиту Севастополя для выдачи оных арестантам ( в их числе матросы – евреи и украинцы, — сноска автора ) Айзик Войнаровский, Тимофей Оропай, Яков Скляров, Петр Карпенко, Антиох Бобров, Федор Юрченко, Кондрат Шевченко, Яков Самолича, Григорий Лященко, Зелик Шмуляр, Матвей Бурлак, Андрей Колина, Осип Сафонов, Прокофий Сорока, Макар Кравцов, Тимофей Животов, Евсей Позняков, Федор Кононов, Семен Павлов, Михайло Силантьев.» . «Осип Базалег и Демьян Дворный – казаки – бронзовыми медалями». ( СхIдна (Кримська ) вiйна 1853-56рр i Херсонцi. Тематична добiрка документiв. Херсон 2004р Держархiв Херсонськоi обл. вип. №6.)