Самолет с Арабатской стрелки с ДОЛ им.Комарова Геническая горка забрали в Одессу
Раритетный самолет с Арабатской стрелки "улетел" в Одессу
Стратосферный охотник за U-2: одесский музей авиационной техники пополнился очередным экспонатом
Из Генического района с курортной арабатской стрелки одесситы вывезли уникальный советский реактивный боевой истребитель
Очередным раритетом пополнился вчера Одесский музей авиационной техники, который находится на спортивном аэродроме «Гидропорт» в Межлиманье.
Старенький истребитель-перехватчик Су-9 доставлен из поселка Геническая Горка, что в Херсонской области, передает корреспондент «Думской».
Самолет больше тридцати лет стоял на постаменте в пансионате на берегу Азовского моря, но был замечен одесскими
реставраторами и доставлен в наш город.
Двигатель раритетного "генического" самолета с Арабатской стрелки
Операция по перемещению экспоната заняла несколько дней — бригада специалистов выехала в Приазовье в начале мая.
Предстояло аккуратно разобрать самолет, погрузить на два трейлера и отправить в неблизкий путь.
Самолеты Су-9 серийно производились с 1958 по 1962 годы, в разгар Холодной войны. Всего было выпущено 1150 единиц.
Это один из первых советских самолетов с треугольным крылом; первый в мире истребитель-перехватчик, созданный как составная часть единого комплекса перехвата.
Су-9 оставался самым скоростным и высотным боевым самолетом советской авиации до конца 1960-х.
Выгрузка в Одессе самолета вывезенного с Арабатской стрелки в Геническом районе
Они были «заточены» под перехват разведывательной авиации «вероятного противника».
С конца 1940-х американские
самолеты-разведчики, летая на больших высотах, чуть ли не еженедельно напрягали авиацию советских приграничных округов.
Зенитные ракеты в те времена еще не могли сбивать самолеты на больших высотах, поэтому основной упор был сделан на создание высотных перехватчиков.
Нос самолета с Арабатской стрелки погруженный на трейлер
Су-9 стали первыми серийными изделиями бывшего СССР, летавшими в два раза быстрее звука, с максимальной скоростью 2230 км в час.
Чтобы забраться на высоту 20 километров, где летали американские разведчики U-2, советский пилот должен был разогнать перехватчик
в горизонтальном полете до двух Махов (две скорости звука), а затем на полном форсаже перевести самолет в крутой набор высоты.
Только так можно было совершить прыжок на 20 км и даже выше, чтобы сбить нарушителя границ.
Подобная тактика перехвата требовала больших ресурсов и затрат — за огромный расход топлива на форсажном режиме
работы двигателя пилоты и техники прозвали Су-9 «пожирателем керосина».
Крылья и фюзеляж "генического" самолета с Арабатской стрелки на разгрузке в Одессе
Кстати, в знаменитом удачном перехвате американского U-2 летчика Фрэнсиса Пауэрса 1 мая 1960 года участвовал один Су-9.
Правда, из-за ошибки наведения самолет так и не вышел на рандеву, и американца сбили зенитной ракетой.
В семидесятые годы прошлого века Су-9 стали снимать с вооружения, заменяя их на Су -15, Миг-25 и Миг-23.
Из Генического района с курортной арабатской стрелки одесситы вывезли уникальный советский реактивный боевой истребитель
Борт, доставшийся одесситам, служил на крымском аэродроме Кировское в 136-м истребительном авиаполку.
В 1979 полк был расформирован, матчасть ушла на базы хранения, а затем утилизирована.
Су-9 с бортовым номером 25 (34) и серийным номером 1315349 чудом остался в живых и оказался на постаменте.
Надо сказать, что даже в экспозиции государственного музея авиации имени Антонова, что в Жулянах, Су-9 нет.
Из Генического района с курортной арабатской стрелки одесситы вывезли уникальный советский реактивный боевой истребитель
Директор музея — известный одесский пилотажник Валерий Наливайко сообщил «Думской», что состояние прибывшей
«сушки» удовлетворительное, но предстоит серьезная работа по восстановлению.
Из Генического района с курортной арабатской стрелки одесситы вывезли уникальный советский реактивный боевой истребитель
«Самолет прибыл в неплохом состоянии, конечно, предстоит много работы, но мы справимся.
Борт пришел к нам с двигателем, что является большой редкостью. Двигатель демонтируем,
почистим, отполируем и сделаем отдельным экспонатом музея», — подчеркнул он.
Автор — Сергей Смоленцев
Отзывы и комментарии по самолету с Арабатской стрелке в Геническом районе увезенного в Одессу
Дубровин Владимир 2023-01-20 15:20:42
Улетела птичка. Что делать, не авиационный город Геническ. Но это был не очень хороший самолёт. О нём говорили: "Конструктор Сухой, самолёт сырой, лётчик мокрый". И, кстати, Пауэрс настаивал, что его сбила не ракета. И не было ошибки наведения Су-9 на цель, он пролетел очень близко от У-2, при этом американец попал в спутную струю, его сильно тряхнуло, сверхдлинные крылья обломались и всё для У-2 кончилось, а для Пауэрса только началось. Наш пилот американца не видел, на такой высоте небо черное, в черный цвет окрашен и У-2. А вот Пауэрс наш самолёт увидел в момент, когда тот проскочил вперед, правда, видел он только светящийся выхлоп двигателя. Да, Никита Сергеевич сильно осложнил дело с этой историей. Вот, до сих пор люди путаются.
Страницы:
История одной из достопримечательностей Арабатской стрелки - единственного экземпляра уникального советского самолета вывезенного в Одессу