О блоге

Генический блог - для всех, желающих самостоятельно разместить свои стихи, рассказы, скетчи, интересные случаи из жизни. Для общения, для творчества и для самовыражения.

Мы рады видеть вас на страницах нашего журнала

Поиск
Реклама
Реклама
Видео дня
Видео
Цитата дня
Цитата
. О морских дорогах Геническа.

Геническ всегда стоял на перекрестках морских путей. И главный из них, соединяющий Азовское море и Сиваш. Сиваш «был судоходным, и на берегах его красовались упоминаемые Птолемеем города» (Пейсонель) (11).

В другое время Полибий и Аристотель писали: «Залив этот был мало судоходным, требующих опытных лоцманов» (1), в отдельных местах просто был болотом, потому так и называется — Мертвое море – Понт Некрополис, но и еще за безлюдье его берегов (14). Но в любом случае Сиваш всегда был судоходным. Этим морским путем между морями Черным и Азовским всегда пользовались греки — колонисты, перетаскивая суда через перешеек — Перекоп, пока не перекопали его (7). Еще во времена Геродота река Молочная, в то время полноводная, имела русло в нынешнем Сиваше и через него втекала в Азовское море. Потому и море называлось Молочным — Меотидой — Меотитой. Река и море назывались Молочными по той причине, что «проживали на берегах их племена меотов — доилыциков кобыл — млекоеды» (14), а также по версии Геродота, что воды моря и реки имеют вид «твердого молока» зимой, т.е. белого льда.
Более поздняя версия предполагает, что название могло возникнуть из-за одноклеточной водоросли, которая в период цветения создает киселеобразную массу — речка молочная, кисельные берега.
Откуда пошли и славянские сказки.
Болота Меотиды во времена сарматов включали в себя и море, и Сиваш. Со временем река Молочная обмелела, повернула на восток. Старое же русло образовало Сиваш. А названия остались. Вот для соединения старого русла и Черного моря древние и перекопали перешеек, соединив два моря. Рукотворный канал дал возможность Ольвийским купцам использовать его как часть пути «из варяг в греки», а Неонтихосу — Геническу оказаться на перекрестке морских путей.
Главных путей — дорог было две: от устья Дона в Херсонес (у Севастополя) и от Боспора (Керчи) в Ольвию (у Николаева), но оба они пересекались у Тонких вод, т. е. у Генического пролива Тонкий. Ходившие по Меотийскому морю, арабы называли его Бахар — аль Азов — темно-синее море (14). Перекопанное же место на перешейке греки называли Таврос, что значит «ров». Пришедшие в свое время монголо — татары — Кырым, а славяне, в свою очередь, — Перекоп. И служил он «верой и правдой» для соединения народов и земель, а не для их разъединения.
По приходу Золотой Орды, сын Чингиз — хана Джочи — хан, завоевав Крым в XIII веке, приказал прочистить и восстановить, где нужно, ров от самого Азовского моря до западного последнего залива Мертвого моря и у Перекопа поставить крепость Ор. Мертвое море — неглубокое, соединялось через ров — канал с Черным. Но если буря занесет корабль или ладью, то они «тонут со всей командой, люди смерть находят там» (15).
Хан Мехмед Герай Жирный прокопал такой широкий проход от Енишке (Геническа) до Ора и в Черное море, что «уровень воды в Сиваше упал, и вода из Азовского моря текла в Черное через Перекоп» (15).
И казаки, по этой причине, могли безпрепятственно ходить этим путем.
За что Али — Паша и повесил Мехмеда. И тогда другой хан, Ислам Герай, даже вынужден был частично засыпать ров. И Крым снова стал полуостровом. Иначе донские казаки снова могли бы двумястами чайками, мимо Ченишке, через Мертвое море и мимо замка Ор выйти к Аккерману и разграбить его (15).
Этому не смог помешать даже Азовский татарский боли сур с его 20-ю фрегатами, несшими стражу на море. Такое положение дел вынудило крымских ханов Бахдура I, Ислама III и Мехмеда IV Гераев вкладывать большие деньги в строительство замков Ор и Ченишке. На них потратили даже часть денег военной добычи от первых двух польских походов, укрепляя и вооружая крепости. Основное строительство велось с 1637 по 1666г.
«Ченишке – место очень удачное, сдерживающее калмыков и казаков азовских. «Денег потратили огромные суммы на ружья, амуницию, пушки и продовольствие, и крышей деревянной накрыли, и железные ворота на юг поставили.
Гарнизон в Ченишке состоял из 200 сейменов с ружьями — дальнометами – фальконетами — и артиллерийской батареи с прислугой. Сей мены — разновидность пехоты турецкого султана из отряда янычар.
Несколько слов можно сказать о судах, бороздивших Азовское море и заходящих в Сиваш. Все они, вплоть до падения Крымского ханства, были весельно-парусные, но отличались конструкцией и вооружением.
Так, греки использовали большие гребные суда, генуэзцы — большие парусные. Азовские пираты использовали смоляные суда — «кочмары» — первые в мире, что установил Тур Хейердал, норвежский ученый — путешественник (1). Запорожские и донские казаки использовали «чайки» -мелкосидящие и быстроходные, с турецкого переводится как «лодка». Турки и татары использовали галеры — гребные суда, где движущей силой были каторжники и рабы. Суда были громоздкими и маломаневренными. Позже использовали паруса. Называлось — судно — каторга.
Зимой же казаки и татары использовали по льду моря и Сиваша «лодки казацкие, оснащенные парусами тростниковыми» (15), подобно буеру, т. е. «на коньках».
«Зима на море Азовском безпощадная, как клинок. Море замерзает на глубину двух кулачей (почти 3м.), зима же пять месяцев длится и дороги отрезает.»
Кроме дороги по Сивашу, киевские купцы и князья вынуждены были, после второго похода на Византию князя Игоря в 943-944 гг., использовать окружной путь из устья Днепра вокруг Крыма в Азовское море.
Игорь отрекся от протектората над хазарами и сивашский путь стал для него закрыт (4). Этот морской путь по Азовскому морю шел от Керчи чаще западным берегом, хотя и был почти на четверть длиннее, чем вдоль восточного берега. Но это давало возможность укрыться за песчаными косами моря от преобладающих северных и восточных ветров. Прятались суда за косами, проходя «валки», перекатываясь на бревнах или проходя мелкими естественными или выкопанными канавами. Такие «валки» были и на Арабатской стрелке, и на Федотовой косе, и дальше на север морского побережья, вплоть до устья Дона. Но в любом случае, они проходили Геническ и Утлюкский лиман, заходя в Сиваш. Суда, спускавшиеся из устья Дона на юг, шли большей частью восточным побережьем из-за попутного ветра (1, 4, 8).
Нужно сказать, что Сиваш до 1398 г., до нашествия князя Витовта Литовского на Крым, назывался Мертвым морем. Название это употребимо и сейчас. А после за основу было взято литовское слово «suvas» — седой, серый — белый, из-за соли в «засухах», т.е. более мелких заливчиках с плоским дном, которое и прижилось (16).
Созвучно оно и с тюрским словом «сиваш» — липкий, скользкий (17), а уже позже оно стало созвучно и с украинским » сывый» — седой.
Тюркское название «сиваш» произносится как «чуваш», то ли по причине, что: липкий, скользкий, грязистый из-за топкости и заболоченности берегов, а возможно от рода или племени, когда-либо обитавшего на его берегах.
Сивашская морская дорога функционировала практически до самой Крымской войны. В 1853 -1856 гг. ее уже оборудовали, перегородили переправы, обустроили броды.
Изначально броды были от устья реки Салгир, дальше на восток через Сиваш на Арабатскую стрелку. По ней переправляли ханские табуны лошадей, которые выпасались на стрелке. Этим же бродом — переправой воспользовались не единожды русские войска в XVIII веке, когда завоевывали Крым.
Переправа — брод Смердящий была на Чонгаре. Но он был опасный: гибло много людей и скота (15) – Место опасное и недружелюбное. Лучшая переправа была у Ченишке через Тонкий пролив.
Позже была обустроена паромная переправа от Семеновского кута, через остров Папанина и на Крымский берег. Работала такая переправа вплоть до 60г. XX ст.
Когда А.В. Суворов приказал обустроить военные почтовые дороги в Крым, то первыми они были через Перекоп и по Арабатской стрелке (охранялась она разъездами казаков и шла через всю стрелку и дальше на север)с 1779 г. (18). В Геничи была обустроена круглогодичная наплавная переправа, составленная из лодок, покрытых досками. По ним проезжали почтовые кареты и, по всей видимости, охранялась казаками Генического гарнизона. Просуществовала она с перерывами вплоть до строительства железной дороги по стрелке, т.е. до конца XIX ст.
И заканчивая о Сиваше: он был местом «соленой каторги», куда ссылали на добычу соли разбойников и убийц (15) Крымского ханства. На деньги от продажи соли содержали гарнизоны Енишке, Арабата и Перекопа. А на самом Перекопе был насыпан Турецкий вал, вдоль которого оставалась канава с водой.
В конце XIX в. существовал проект восстановления и реконструкции канала Геническ -Перекоп, но до практического воплощения дело не дошло.