Номан Челебиджихан. Как в 1917 крымские татары начинали свою революцию в Крыму

Номан Челебиджихан. Как в 1917 крымские татары начинали свою революцию в Крыму

  
Сергей Громенко
историк, кандидат исторических наук, журналист

Пятница, 7 Апреля 2017, 20:00

Сто лет назад в Симферополе был создан Мусисполком — «Центральная Рада» и «Генеральный Секретариат» крымцев

Свержение самодержавия в России инициировало начало собственных революций на тогдашних национальных окраинах империи, среди которых особое место занимал Крым.

Семь десятилетий советской и три десятилетия российской пропаганды были направлены на то, чтобы исказить память о крымскотатарской революции и движение полуострова к собственной государственности.

Тем важнее сегодня, в эпоху распространения кремлевского мифа о «КрымНаш», отойти от традиционной советской схемы: «хорошие красные — плохие белые и буржуазные националисты», — и показать сложный и трагический путь Крыма к свободе.

Перед революцией положение крымских татар в Российской империи было еще хуже, чем украинский: к общему национальному и социальному бесправию прилагалось откровенное религиозное давление.

В результате колониальных действий имперской власти доля крымских татар на полуострове сократилось с более 90% в 1783 году до 29% в 1917-м.

Впрочем, благодаря подвижнической работе титана крымскотатарского национального возрождения Исмаила Гаспринского (1851-1914),который долгие годы издавал одну из самых первых в мире мусульманскую газету «Терджиман» ( «Переводчик») и разработал новую систему школьного образования, крымские татары вышли на путь создания современной нации.

Во время и после революции 1905 года в общественном движении крымцев оформились два течения: более умеренная «социалистическая» и более радикальная «младотатарская»,однако позже появились и другие течения.

После образования в России Государственной Думы крымских татар в ней представляли Решид Медиев (II созыва, кадет) и Исмаил Муфтий-заде (III созыва, октябрист).

Крымчане — одно из наименований крымских татар, не следует путать с крымчанами — жителями Крыма всех национальностей, и татарами — одним из коренных народов полуострова.

Первая мировая война с одной стороны ухудшила положение дел — крымцев подозревали в симпатиях к единоверной им, но враждебной России Турции, а с другой — дала решающий толчок всем революциям, в том числе и крымскотатарской. Не хватало только лидера — и он не заставил себя ждать.

Крымским Грушевским и Винниченко в одном лице был общественный деятель, поэт и богослов Номан Челебиджихан (1885-1918).

Он родился в семье имама, учился в бахчисарайском Зынджирлы-медресе, самом старейшем (с 1500 г..) высшем учебном заведении в Крыму, изучал право в Стамбульском университете и учился в Психоневрологическом институте в Санкт-Петербурге.

В начале 1917 года Номан Челебиджихан добровольцем отправился на Румынский фронт, но после Февральской революции вернулся на родину.

Вместе с Челебиджихан с фронта вернулся его друг и соратник, «крымский Петлюра», — публицист и военный Джафер Сейдамет (1889-1960).

Он родился в семье купца, изучал право в Стамбуле и Сорбонне, закончил в Москве школу прапорщиков, воевал в Румынии.

В середине марта 1917 мусульманская фракция Государственной Думы телеграфировала в Крым, требуя прислать в Петроград двух крымских татар для участия в обсуждении идеи созыва Всероссийского мусульманского съезда, поскольку на тот момент в Думе не было ни одного крымца.

Уже 25 (12) марта по инициативе революционера Али Боданинського (1866-1920) проходят собрания крымскотатарского благотворительного общества, на которых образуется Временный мусульманский революционный комитет из 15 человек во главе с самим Али.

Ревком направил в Петроград Мустафу Кипчакського (1861 — после 1920) и Асана Айвазова (1878-1938), а также занялся подготовкой съезда мусульман Крыма.

Асан Айвазов родился в крестьянской семье, изучал педагогику в Стамбуле, учительствовал в Крыму, занимался публицистикой и вел революционную агитацию.

30 (17) марта 1917 после торжественного молебна тысячи крымских татар на новом кладбище Симферополя присягнули на верность Временному правительству.

За три дня с фронта в столицу Крыма прибыл эшелон, которым вернулись Челебиджихан и Сейдамет (правда в воспоминаниях участников есть разногласия относительно конкретной даты этого события).

7 апреля (25 марта) в Симферополе состоялся первый Всекрымский мусульманский съезд, собравший до 2 тысяч делегатов от 12 организаций. Заседание вел Сеитджелиль Хаттатов.

Хаттатов родился ли 1873, то ли 1874 года в семье служащих, работал учителем, избирался гласным Бахчисарайской городской думы.

На съезде был образован орган национально-культурного самоуправления крымских татар, Центральная Рада и Генеральный Секретариат в одном учреждении — Временный Крымско-Мусульманский Исполнительный Комитет, широко известный под сокращенным названием Мусисполком. В него были избраны 48 человек, позже состав его был утвержден Временным правительством.

Во главе Мусисполкома стал Номан Челебиджихан, одновременно он голосованием (впервые в новейшей истории) был избран на должность председателя Духовного правления — муфтием Крыма, Западной России, Польши и Литвы.

В Центральный комитет нового органа вошли еще пять или шесть человек, среди которых особую роль играл Амет Озенбашлы (1893-1958).

Амет Озенбашлы родился в семье интеллигенции, закончил с медалью Симферопольскую гимназию, изучал медицину в Одессе, занимался публицистикой.

Он руководил развитием сети местных мусульманских комитетов, его сестра Наджие была одной из первых крымскотатарских женщин-учительниц.

Муисполком, который на 80% состоял из социалистов разного сорта, очертил три главных направления реформ: а) подготовка к Учредительному Собранию; б) школьная реформа; в) вакуфная реформа.

Джафер Сейдамет возглавил комиссию по вакуф — самый важный «фронт работ».

Вакуф — земли и имущество, доходы с которых направлялись на содержание исламских культовых сооружений и духовенства — были лакомым куском: более 90000 гектар земли и 800 000 рублей в ценах 1914 года.

Отобрать вакуф у консервативных мулл означало решить вопрос земельного голода среди беднейших крымцев и выбить опору из-под «реакционных» кругов и укрепить свои позиции.

И хотя Петроград до последнего тянул с передачей вакуфов в управление Мусисполкома, это все же произошло.

С 18 (5) апреля Мусисполком официально (с разрешения Временного правительства) стал управлять всеми делами крымских татар на полуострове и представлять народ в отношениях с центральной властью.

3 мая (20 апреля) из Петрограда вернулся Асан Айвазов, заочно избранный в Мусисполком, и был назначен вторым редактором новой официальной крымскотатарской газеты «Миллет» ( «Нация»), формальным главой которой стал Джафер Сейдамет.

А уже в июле появилась и русскоязычная газета «Голос Татар», редактировали которую Али Боданинський и Халил Чапчакчи (1889 — после 1931).

Параллельно развивались и другие реформы. Благодаря Челебиджихану в Симферополе были открыты женская гимназия и техникум, на базе Зынджирлы-медресе образовался Педагогический институт, краткосрочные курсы повышения квалификации и обязательные экзамены охватили всех учителей-крымцев. Также было запрещено публичное ношение чадры женщинами.

Вполне естественно, что деятельность Муисполкома и лично Челебиджихана вызвали острое недовольство консервативных кругов крымских татар, главным образом духовенства, но и также аристократии — мурз.

Еще в историческом заседании 7 апреля (25 марта) 1917 года один из лидеров консервативного движения, бывший мэр Бахчисарая Сулейман Кримтаев был подвергнут обструкции и покинул съезд.

Сторонники «традиций» и враги эмансипации женщин развернули кампанию против «безбожников», но, в конце концов 7 августа (24 июля) их духовный проводник — имам Ибраим Тарп — был исключен из Мусисполкома за интриги против Челебиджихан.

Весной-летом 1917 года образовались 124 районные исполнительные комитеты которые проводили политику Мусисполкома на местах.
6 мая (23 апреля) появился Временное женский мусульманский исполнительный комитет во главе с М. Б. Абдураманчиковою.

Параллельно в отдельных местностях под шефством Челебиджихан начали создаваться женские и молодежные комитеты, а в Симферополе и Бахчисарае — даже студенческие и школьные.

Еще одной однозначной победой национального движения было участие крымских татар во Всероссийском мусульманском съезде в Москве 23-28 (10-15) мая.

За три дня до этого Мусисполком провел делегатские собрание, на котором были избраны 25 представителей от полуострова.

После многодневных горячих дебатов съезд принял резолюцию о развитии России как федеративного демократической республики.

А впереди у крымскотатарской революции были попытка организации национальных вооруженных сил, конфликты с властью Таврической губернии, переговоры с Украинской Центральной Радой и, наконец, провозглашение Крымской Народной Республики.

Сергей Громенко, кандидат исторических наук, журналист украинской службы «Радио Свобода».

Сфера научных интересов: общая история Крыма, историческая память и историческая политика, популяризация истории.