О возникновении поселения на месте нынешнего Геническа

В книге местного автора-краеведа В. М. Пихули «Геническ и геничане» есть абзац: «По данным некоторых историков, первое поселение на территории нынешнего Геническа появилось в VIII-VII вв. до н.э. Они ссылаются на греков, которые называли торговое поселение «Роща рыболовля Бога…» Во время путешествия Геродота по Северному Причерноморью в 445 г. до н.э. … на месте современного города существовало праславянское поселение, превращенное греками в торговое, и называемое Роща. Но эти положения весьма спорные и не всегда обоснованные.»
Настоящий материал – скромная попытка подтвердить приведенную цитату.

1. Согласно картографическим материалам , во II в. н. э. местность, окружавшая нынешний Геническ, именовалась «Роща рыболовля Бога». В новогреческом переводе это выражение переводится как «Роща Божиих рыбаков».
И это имеет свое смысловое обоснование.
Слово «роща» в буквальном смысле – это место, где произрастают кустарниковые и древовидные растения. Но это и место, где человек может расположиться для отдыха, обеда или размышления о смысле жизни.
Подобным образом татарское слово «чокъракъ» в буквальном смысле обозначает заросли кустарника и место, где есть вода, а в образном – остановка на обед, где можно быть предоставленным самому себе, т. е. затишное.
Это название – Роща или Роща рыболовля Бога – уходит и в более давнее время, возможно, в V в. до н. э. или еще глубже и подразумевает, предположительно, обилие рыбы, посланной Богом рыбакам.
У Карташова А.В. высказано предположение, что изменение названия «Роща рыболовля Бога» на «Роща Божиих рыбаков» произошло на границе I и II в. н. э. в связи с тем, что наши земли – северо-западное Приазовье – в 50-е годы посетил с миссионерской целью апостол Андрей Первозванный, первый из числа 12-ти.
Слова из его христианской проповеди упали на благодатную почву в душах язычников и греков, проживавших в этих землях. И это в свою очередь послужило поводом для восприятия Рощи как Рощи Божиих рыбаков — «ловцов душ человеков» для обращения их в христианство.

2. Имеются данные о том, что на месте Геническа еще до н. э. существовало поселение Неонтихос — Новая крепость, которая вместе с другими греческими городами — колониями на IV век н. э. почти 800 лет участвовала в снабжении Афин пшеницей, рыбой, солью и рабами.
Если предположить, что Неонтихос — Геническ все это время участвовал в этой программе, то, как минимум в IV в. до н. э., он уже существовал.
Официальное издание 1984 г. «Античные государства Северного Причерноморья» на карте греческого импорта в VI – I вв. до н. э. одной из стрелок показывает торговый ввоз прямо в Геническ – Неонтихос.
О том, что Неонтихос существовал на границе III и II ст. до н. э. есть еще и такая гипотеза, что связан он с именем сарматской царицы Амаги , по легенде Полиека.
Эта безстрашная сарматская царица, спасшая Херсонес от скифского разграбления и уничтожения за 200 лет до Р. X., проживала рядом с Неонтихосом, возможно даже в районе Юскуев (Юс – 100, а куй – колодец, т. е. 100 колодцев.) – с. Фрунзе. Именно к ней обратились греки Неонтихоса, когда к ним прибыл посланец из Херсонеса за помощью в защите города. И она помогла и защитила.

3. В VI – I V вв. до н.э. происходит переориентация торговых связей Ольвийского государства и средиземноморских центров, в числе которых и греческий город Коринф.
Выходцы из этого города, переселившись в Ольвию , затем подались на восток и основали несколько поселений по северному берегу Сиваша. Делалось это с целью оборудовать поселениями торговые пути, в основном, морские, по которым перемещались греки.
А как известно, изначально путь «из варяг в греки» проходил из Волги волоком в Дон, оттуда на юг по Азовскому (Меотийскому — Молочному) морю, через «волок» на Федотовой косе, в Утлюкский лиман, проливом «Тонька вода» в Сиваш, вдоль северного берега Сиваша ( Мертвого моря), через Перекоп, который специально для этого перекопали греки, и далее в Ольвию, а из нее дальше на Запад.
Вот по этим причинам и был основан и построен целый ряд греческих поселений, в т. ч. Геническ, а возможно, и Каланчак.
В связи с появлением воинственных кочевых племен галатов-горцев в III в. до н.э. греческие поселения — города вынуждены были заняться военным обустройством своих поселений и всячески их укреплять. В отличие от скифов, греки — колонисты приходили небольшими отрядами, создавая на местах своего расселения привычную для них систему поселений и хозяйствования.
К чести того времени, нужно сказать, города — крепости греков застраивались согласно строительным нормам и правилам того времени, предусматривающим целый ряд обязательных сооружений. Поселение имело четко спланированную застройку, включающую в себя административные, морские и культовые сооружения, а также систему подземных коммуникаций.
Города окружались мощными стенами, сторожевыми и сигнальными башнями, выполнявшими одновременно и роль морских маяков.
Греки — колонисты в VI – III в. до н.э. активно занимались сельхозпроизводством, рыболовством, добычей соли. Очень развито было судостроение, а в малых приморских поселениях- судоремонт.
Одна из сигнальных башен Неонтихоса, согласно церковным преданиям, находилась в том месте, где в Геническе расположена Церковь Рождества Богородицы. Есть об этом и более поздние подтверждения, известные как «Башня у Тонких вод».
Согласно вышеизложенному , можно предположить, что Геническ — Неонтихос появился в период VI – IV вв. до н. э. и в его основании принимали участие выходцы из греческого города Коринф. Дополнительным подтверждением существования Неонтихоса в III в. до н. э. есть то, что город (по причине потери Ольвией своего значения в античном мире под воздействием угрозы галатского нашествия) вошел в состав Боспорского царства.
На то время основное население бывшего Ольвийского государства составляли выходцы с берегов Ионического залива — Ионии, на берегу которого расположен и Коринф.

4. «Тридцать лет подряд правил Коринфом Кипсеп. Он был жестоким правителем. Многих граждан он изгнал, многих убил или разорил. После его смерти престол унаследовал сын Периандр. Он из года в год становился все кровожаднее и в жестокости превзошел отца». (10) Все это вызвало массовое переселение коринфян в Северное Причерноморье, где они стали основателями городов-колоний.
Геродот из своего путешествия по Скифии вернулся в Грецию и в Афины в 446 г. до н. э. и умер между 431-425 г. до н. э.
Свою же «Историю мира» он прервал на 478 г. до н. э., и в эту историю уже попал греческий город — колония Неонтихос, пока еще греческое торговое поселение, где Геродот Галикарнасский самолично побывал. Он же указывает и причины, побудившие греков — коринфян переселиться в Северное Причерноморье: бедность и персидско-эллинские войны, репрессии правителя, а также перенаселение городов — полисов, недостаток пригодной для обработки земли и продуктов питания, социальная и политическая борьба, увеличение торгового обмена (4, 10).

Выводы:
Следовательно, с большой степенью уверенности можно считать, что Неонтихос — Новая Крепость — Геническ появился как греческое поселение – город — крепость ранее 478 г. до н. э. В основании города, возможно, принимали участие выходцы из греческого города Коринфа.
Эти Геничане-коринфяне торговали пшеницей, добывали соль, ремонтировали корабли и эксплуатировали катакомбы, построенные ими или до них, и, кроме того, обслуживали сигнальную башню, т. к. город стоял на перекрестке морских путей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *