Слово «казак» происходит от народности «косаков», проживавших на территории Северо — Западного Приазовья чуть ли не с начала нашей эры. Назывались ли они так изначально — неизвестно, но вот в период Киевской Руси и 2-3 столетия раньше название такое уже точно было, и местность прозывалась «Земля косак» (8, 4).
Земля эта входила в состав Хазарского каганата, о чем есть упоминание в «Повести временных лет» и византийских и персидских хрониках. (4).
Об этих землях упоминают св. братья Кирилл и Мефодий (2), т. к. патриарх Фотий в 860 г. направил их в эти хазарские земли на миссионерскую проповедь христианства по просьбе самих косаков.
В 1Х-ХI вв. Земля косак была протекторатом Киева, и киевские князья владели там верховной властью, хотя земли были в составе Каганата. Киевские князья даже носили титул — «коган». В состав этих земель всегда входили территории , прилегающие к Геническу.
Символом автономии, свободы и независимости косаков, в отличие от хазар, бривших голову наголо и носивших бараньи шапки, косаки на бритой голове оставляли «косу» — «осередец» и носили папаху, причем красного цвета, которая затем перешла запорожцам (19). Дончаки же продолжали носить бараньи шапки. Эту «косу» — «осередец» носили и киевские князья (20) как символ принадлежности и единения со степняками — косаками. А еще ранее анты (45).
Можно предположить, что слово «казак» произошло от замены звучания слова, но в любом случае от слова «коса» и «косак». Есть и иные версии (ч.3).
Изменение «осередца» на «оселедец» произошло предположительно во время татаро — монголов и по причине неблагозвучности произношения этого слова жителями Московии. Академик Д. Яворницкий в связи с этим даже называет косаков — казаков «татарскими казаками», которые носили «оселедец» -отличительная особенность среди степных племен Северной Таврии, как символ свободы.
С приходом Золотой орды татарские казаки были объединены в общую орду. По Гаспринскому, крупнейшему крымско-татарскому ученому, изначальный состав Орды, осевшей в Таврии, состоял из местных племен. Это есть и у С. Е. Павловой (1). Основа Крымского ханства аборигены, а не Золотая орда. И татары, и казаки служили вместе вплоть до 1475 г., пока в Крым не пришли турки. Тут их пути — дороги разошлись (14) и каждый пошел своим путем.
Но атрибуты казачества остались и сохранились в войске Запорожском: это красные папахи и «осередец» — оселедец — коса на бритой голове и широченные шаровары, изобретателями которых были еще местные сарматы, впервые организовавшие конницу как род войск (8). Так что казаки никак не отделимы от Подднепровья — южной части Левобережья Днепра, прозываемого Диким Полем, на южной оконечности которого находится Геническ.
Приложение 1.
Козак — по-турецки «казак», от него же и казаки, обозначающее изначально «свободный человек, ведущий одиночную жизнь вдалеке от своего рода» (18) — и как символ одинокого степного воина — не выбритая часть волос по центру головы — «осередец». Был он у разных степняков, но остался только у Запорожских казаков как «оселедец» — пренебрежение к смерти, а в случае смерти его оскальпируют.
Когда 21 марта 368г. на берегу Утлюкского лимана готы распяли вождя антов — древних славян — язычников — Буса Белояра и с ним 70 старшин, то у всех были — осередцы — косы. Носили их воины с целью, чтобы Господь, при смерти воина, за эту косу мог вынуть из тела душу (45).
Приложение 2.
«Осередец» — как отличительный признак «косаков» от других степных народов, как символ автономии и независимости, утвердившийся у Запорожских казаков как «оселедец»:
а) в силу благозвучности для не украинцев;
б) запорожцы, общеизвестно, были великие шутники, особо в прозвищах (Боплан).
Приложение 3.
Выписки из БСЭ, словаря Даля, «Справочника парикмахера» (33).
Косма — неупорядоченные волосы на голове.
Коса — длинный упорядоченный пучок волос в любой части головы, кроме лобной.
а) женская — пасмы, патлы;
б) мужская — примета у восточных народов.
Чуб — пучок волос в лобной части головы.
Пейс(ы) — узкий пучок волос височной части головы, распространено у евреев.
Плешь — лишенная волосяного покрова лобная часть головы.
Лысина — лишенная волосяного покрова центральная часть головы:
а) естественная;
б) искусственная — выбритая, принята у части религиозных иудеев и у католических священников;
в) обритая «налысо» голова — принято у арабо-азиатских (мусульманских и буддистских) народов;
г) осередец — (устаревшее) — на Украине — оселедец — узкий пучок волос в центральной части головы, обритой вокруг «налысо», иначе — «коса в центре головы».
Приложение 4.
Существует несколько предположений о происхождении «оселедца».
1. Как «осередец» у Киевских князей от понятия «о середине» — центре, главного среди других. Кроме князей их в Киеве не носили (46).
2. «Оселедец» — от понятия «оселя, жилье», центр мирской жизни человека. Это связано с тем, что коса-оселедец выбривается на голове не абы где, а строго в определенном месте — в точке соединения трех главных черепных костей, которая у малых детей называется «родничок».
Во всех мировых религиях существует понятие единения и связи человека с Создателем. Так вот, невидимая энергетическая связь от Создателя к человеку — нить жизни, и входит в человека в «родничок». Святые отцы об этом всегда знали, поскольку через эту «божественную связь» входят в человека «помыслы Божии», проходя в самое сердце. Есть об этом и современные научные теории («Физика веры»).
Но древние в массе своей, возможно, об этом и не ведали. Зато их жрецы — брахманы — укры, кстати, носившие на выбритой голове «косу» как символ особых и независимых знаний, наверняка владели этими тайнами.
В восточной философии особые энергетические центры — чакры — известны издавна. И самый сильный, особого высшего порядка, как раз и находится в верхней части головы человека. И от него и уходит связь к Создателю. А уже как символическое, материальное воплощение этой связи у брахманов и была «коса», дошедшая к нам через казаков — запорожцев как «оселедец» — связь бытия и небытия, символ особенности и свободы: «Смерті не треба боятися — від неї не втечеш». Тем и определялся переход из мира земного в мир горний.