История Геническа - религия и духовенство
VIII. Религии и храмы - глава из книги генического краеведа В.М.Пихули 'Геническ и геничане'
Пёстрое многонациональное население городка было разным по вероисповеданию. Примерно метров на 10 северо-западнее центрального входа в нынешнее здание госадминистрации стояла маленькая церковь Успения Божьей Матери.
«Построена она в 1822 году. При обстреле города англо-французской эскадрой 15 мая 1855 г. она получила 60 пробоин. Первый священник Иоанн Лосневский жил в Геническе с 1816 по 1830 годы.
В 1857 году построили новый деревянный храм. В 1870 г. построен третий храм на этом же месте из Керченского камня. При настоятеле Влад. Экземплярском, служившем в 1887 году, тот храм был украшен художественной фресковой живописью и снабжен новым, весьма благозвучным колоколом в 107 пудов 12 фунтов, имеющим 4 сквозных окна. Иконостас небольшой, но весьма изящный.
В нём особенно замечательна икона Спасителя, пред которою и вычитывается в воскресные дни акафист страстям Христовым. Она навылет пробита большою бомбою с англо-французского флота.
Причт: с 1873 г. священник и псаломщик, а с 1885 г. к ним прибавлен штатный диакон. Содержание от казны: 123 рубля 48 копеек и от прихожан 1050 рублей и 120 десятин земли. Помещение - в общественных дачах».
Кафедральный Успенский собор стал украшением города. Громада его купола и колокольня хорошо просматривались издалека. А в старых морских лоциях храм значился ориентиром для моряков.
Один раз в год каждое Прощенное воскресенье перед Великим Постом икону Христа Спасителя опускали прихожанам для исцеления.
Весь храмовый дворик по периметру был окружён песчаной аллеей, вдоль которой рос стриженый кустарник. В северной и восточной частях двора, в маленьких кованых оградках, среди акаций и тополей, располагалось около 10 могил священства.
При храме была маленькая, крытая железом, церковноприходская школа на 2 класса. Перед войной в её помещении находилась городская библиотека.
Дома, где жило некогда священство, по ул.Вокзальной (Володарского) до сих пор стоят целы и невредимы под номерами 19,23, 29.
Их легко отличить от более поздних по манере кладки и качеству постройки.
Весь дворик храма был обнесен добротной кованой оградой с чугунными столбиками. В 20-ти метрах от восточной калитки, выходившей к базарной площади, на месте алтаря разрушенной церкви, стояла каменная часовенка со сферическим куполом и крестом. Двери её всегда были открыты.
Внутри стояли иконы, горела лампада.
Нельзя не вспомнить о религиозных празднованиях. Обычно зимой, на Крещение был крестный ход.
Вся живописная процессия с хоругвями и иконами из храма направлялась по улице Соборной (Воровского) в порт. Здесь у артезианского колодца святили воду и шли дальше, к морю, где мастерами -энтузиастами заранее готовилась прорубь, а из льда сооружался большой, вертикально стоящий красного цвета крест. (В качестве красителя использовался свекольный сок).
Из присутствующих обязательно находился один или несколько желающих совершить обряд погружения в ледяную «прорубь-купель», после чего процессия возвращалась.
Были в Геническе и свои мастера колокольного звона, особенной симпатией горожан пользовались портной Марк Шишацкий и псаломщик Мина Васильевич Бурлин.
На колокольню они поднимались, в основном, по большим праздникам, и лился тогда волшебный перезвон, отражаемый зеркальной гладью вод моря и Сиваша на 15-18 верст вокруг.
Одним из священников-старожилов храма был отец Пётр (похоронен у стен
собора). У него была приёмная дочь - воспитанница, ставшая впоследствии учительницей Пятковская. Довоенному поколению школьников
запомнилась строгостью и требовательностью.
История мужского монастыря в Геническе
«Кизилташская св. Стефана Сурожского обитель имеет в г.Геническе, на берегу Азовского моря, основанное в 1904 г. подворье с Храмом в честь Рождества Пресвятия Богородицы, построенным в 1907 году с приделом во имя Алексия, метрополита Московского, освящённым в 1910 году.Здесь хранится местночтимая Касперовская икона Божией Матери. Храм этот создан на пожертвования, собранные пользовавшимся большим почитанием окрестных жителей старцем Созонтомь (1 июня 1908 г.) который погребён в нём, в склепе».
Созонтий слыл в городе за человека кроткого, набожного, обладавшего якобы даром прозорливости. Ходил всегда необычно. И летом, и зимой носил на босу
ногу сапоги, да старое изношенное пальто.
Однажды он обратился в земскую управу с просьбой выделить ему в личное пользование небольшой участок бросовой земли, что у подножия глинистого косогора, будто бы для постройки храма.
Никто к этому серьёзно не отнёсся, но участок выделили.
Здесь он вырыл себе келью и жил отшельником, собирая на храм подаянием. Отдал он и свою долю небогатого наследства, доставшегося ему после смерти отца, вместе с суммой денег, жертвованной людьми. Помогали кто чем мог. Из ближних и дальних деревень везли зерно, муку, деньги. Не обошлось, конечно, и без помощи православного купечества. Основной объём работ по обустройству монастыря, конечно, лёг на плечи монахов.
В пыльном, ещё безводном городке, исторический центр которого только формируется, монастырь быстро превращается в своего рода оазис, тихую обитель.
В нижней части его двора расположились бассейн, хозяйственные помещения, конюшня, огороды и цветники. В верхней - стояли храм и здание трапезной с монашескими кельями.
От храма к трапезной шла аллея деревьев с песчаной дорожкой, по обе стороны от которой росли розы.
Во дворе было много скамеечек для отдыха. С выводком птенцов чинно прогуливались павлины. Трапезная была обсажена виноградом, который тянулся к окнам второго этажа вызывая у детей чувство восторга и любопытства.
Вход во двор монастыря был открыт всем желающим. На маленькой нижней террасе, что располагалась справа от центрального входа в храм, стояла часовенка. Внутри находился де псалтырь. У южной её стены был колодец.
Напротив часовенки, с восточной стороны террасы, прямо в земле в виде ниш были вырыты кельи.
В эпоху гонений на священников в одной из них жил старенький глухой монах, отец Алексий, в другой матушка Модеста с послушницей. Женщины были беженками с одного из разоренных крымских монастырей.
Какое-то время матушка Модеста выполняла в храме обязанности регента и псаломщика.
В северной стене косогора долгое время сохранялись следы ещё трех маленьких земляных келий.
С 1927 года после отбытия тюремного заключения в Геническе появляется архимандрит Тихон.
Иногда, по праздникам, он правил службу. До 40 лет этот человек ходил боцманом на корабле, затем принял монашеский сан. После войны служил в Святотроицком соборе г. Симферополя со знаменитым Архиепископом Лукой (в миру Войно-Ясинецкий - профессор хирургии).
Тихон умер в 1950 году, оставив в сердцах геничан добрую о себе память. Похоронен в Симферополе.
Во дворе, ул. Красного октября 5, был большой старый дом. Принадлежал он Карпиковым. Несколько лет тому назад умерла последняя его обитательница - Бабенко Марфа Ивановна (Карпикова в девичестве). На глазах её и детей был изрублен шашками муж-священник, а тело брошено в колодец.
Революционные моряки требовали у него отречения от Бога.
Монастырь имел подземное сообщение через старые катакомбы, приспособленные для хознужд, со двором Успенского собора. У монахов было своё хозяйство - лошади, подводы, они сами чинили сети и ловили рыбу.
Уже перед революцией на углу нынешних улиц, К. Маркса и Куйбышева открылся небольшой женский монастырь с числом монашек не более 6-8 человек. Храма ещё не было. Во дворе были колодец, фруктовый сад с персиковыми и абрикосовыми деревьями, да пара лошадей с повозкой типа фургона.
Хозяйственной частью занимался наёмный работник из мужчин, он же - сторож. Монастырь ограждался забором.
В первом десятилетии XX века в связи с быстрым ростом населения, а также для привлечения в город рабочей силы, местными органами власти принимается решение разобрать в Юзкуях, почти потерявшую приход церковь и перевезти на русское кладбище. В храме не только отпевали покойников, но и ежедневно велась служба.
Раз в год, в Престольный день, съезжалось священство на общее богослужение.
Заканчивая главу, хочется несколько слов сказать о той печальной участи, которая постигла эти культовые заведения, несшие в души людей веками сложившийся порядок и культуру.
В 1934 году была разобрана кладбищенская церковь. Добротный деревянный брус распилили на доски и в том же году изготовили парты для учеников II школы.
Старик, делавший эти парты, рассказывал: «Хороший был лес, выстоянный, смолистый. Никогда больше не приходилось работать с такой качественной древесиной».
В 1932 году был закрыт Успенский собор, а в 1936 разобран. Камень его пошёл на закладку фундамента и строительство санатория (Ныне улица Приморская, между больницей и маяком).
Но людей, проектировавших его, вскоре репрессировали, якобы за умышленно близкое расположение строящегося объекта к обрыву. Перед войной строительство прекратили, а камень в период оккупации разобрали на личные нужды.
Ограду храма ещё в те времена передали больнице, но в связи с расширением её территории в 70-х годах, необходимость в ней отпала. Меньшую её часть продали людям, а остальная разворована.
Сохранившийся её фрагмент служит теперь забором в частном дворе по переулку Казакова 5. Материал из разграбленных ризниц не пропал. Из него сшили тюбетейки довоенному поколению геничан.
К храму Рождества Богородицы судьба отнеслась более благосклонно. Здание уже начали разбирать, но группе молодёжи, во главе с Семеном Абрамовичем Биджановым, удалось отстоять его под спортзал. Над могилой Созонтия надругались.
Он был захоронен в южной стороне главного нефа. Перед войной храм стал зернохранилищем. В оккупацию, 21 ноября 1941 года в день Архистратига Михаила, его вновь открыли. Настоятелем стал отец Константин (в миру Константин Казимирович Климпарский).
Все тяготы по сбору церковного имущества и восстановлению разрушенного инвентаря легли теперь на его плечи. Но после освобождения Геническа нашими войсками он был арестован за то, что оказался свидетелем международного расследования известной Винницкой трагедии, проводимого в рамках государств-союзников Германии. На сей раз злодеяния совершали не фашисты, а коммунисты. Были раскопаны тайные захоронения массово истребленных людей: «кулаков», дворянства, интеллигенции, а также священства. Некоторых зарывали заживо, о чём свидетельствовало наличие в желудке и кишечнике большого количества глины. 22 августа 1943 года отец Константин рассказал об увиденном горожанам. Умер он в тюрьме.
Позже, за отсутствием вины, реабилитирован посмертно.
Прошли годы. Храм снова закрыли, превратив в спортзал. Лишь 21 августа 1989 года состоялось его третье открытие, а в 1990 году купол и барабан его восстановлены в своём первозданном виде.
В 1995 году в старом здании по улице Ленина, по просьбе верующего населения, открыли второй православный храм Успения Пресвятой Богородицы.
Кроме христианских храмов в городе было три синагоги. Самая большая из них и красивая располагалась на территории, где теперь двор пенсионного фонда пр. Мира, 41а. При ней была 4-х классная еврейская школа - талмуд-тора.
Вторая синагога с мацопекарней стояла на улице Соборной (Воровского, 85) - здание сохранилось.
Третья - бывшее фойе кинотеатра «Спартак».
Помещение главной синагоги занял Осавиахим. До войны, в результате взрыва примуса, в здании случился пожар. Сгорели деревянная лестница, балкончик, веранда. В войну оно разрушено бомбой и разобрано.
Автор статьи - геничанин Виталий Михайлович Пихуля, его книга Геническ и Геничане размещена на нашем сайте в первой редакции
|