Баркас на Азовском море в Геническе
Деревянные баркасы, которые местные жители использовали на Азовском море в 20 веке, до появления дюралевых и пластиковых лодок, представляют собой значимую часть культурного и хозяйственного наследия региона. Эти баркасы служили как для рыболовства, так и для прогулок, что делало их универсальным средством передвижения и работы на воде.
Деревянный баркас в Геническе на Азовском море
Конструкция и материалы
- Материалы
- Для строительства баркасов использовали древесину, часто доступные местные породы, такие как дуб, сосна или ясень.
- Основное внимание уделялось прочности и способности дерева выдерживать воздействие морской воды и погодных условий.
- Размеры и форма
- Баркасы обычно имели длину от 6 до 12 метров и были достаточно широкими и плоскодонными, без киля, для обеспечения устойчивости на волнах Азовского моря.
- Форма корпуса была плавной, с поднятым носом, чтобы справляться с небольшими волнами и штормами. В носовой части располагалось небольшоей закрытое помещение где с трудом мог поместиться один человек. Предназначалось оно для хранения снастей, помпы, черпака и различного рода вспомогательных инструментов и прочего
- Методы сборки баркаса
- Местные мастера использовали традиционные технологии сборки, такие как соединение досок методом "шип-паз", скрепление металлическими или деревянными нагелями и конопатку для герметичности. Для сборки бортов из досок использовалось размещение ее внахлест что обеспечивало более герметичное соединение. Для придания округлости боковых форм баркасов доски замачивали в теплой вде и гнули на шпангоутах
- Основным инструментом были топоры, рубанки, стамески и пилы, а герметизацию выполняли паклей и смолой.
В тему Азовские перекаты
- Оснащение двигателями
- Многие баркасы, построенные изначально как гребные или парусные, с развитием технологий оснащались двигателями, такими как Л-2. Однако до конца 50-х годов прошлого века генические баркасы были преимущественно парусные
- Л-2 был одним из первых легких двигателей, разработанных для использования на малых судах. Он работал на бензине и отличался простотой конструкции, что позволяло владельцам самостоятельно проводить мелкий ремонт.
- Установка двигателя увеличивала скорость баркаса и делала его более удобным для рыболовства, так как рыбаки могли быстрее добираться до уловистых мест.
Применение баркасов на море
- Рыболовство
- Баркасы активно использовались для лова рыбы, особенно пеленгаса, калканов, камбалы, бычков и хамсы. Их грузоподъемность позволяла перевозить большие уловы.
- На таких судах часто устанавливали рыболовные снасти, сети и даже небольшие лебедки.
- Прогулки
- Деревянные баркасы служили для морских прогулок, часто для перевозки местных жителей между населенными пунктами или организации семейного отдыха.
- Для этих целей их часто красили и оборудовали навесами от солнца.
- Транспортировка грузов
- Использовались для перевозки небольших грузов, таких как сельскохозяйственная продукция, строительные материалы или соль местного производства.
- Уход и эксплуатация. Деревянные баркасы требовали регулярного ухода. На зиму их вытягивали на берег и оставляли там или вывозили по домам
- Обновление герметизации швов. Традиционная процедура ежегодной весенней подготовки баркаса к активной летней эксплуатации
- Пропитка днища смолой для предотвращения гниения.
- Периодическая замена или ремонт поврежденных досок.
В тему О Генических рыбаках и Азовском море
Исчезновение
С появлением дюралевых и пластиковых лодок, которые были более легкими, долговечными и не требовали столь частого ухода, деревянные баркасы постепенно вышли из употребления. Тем не менее, в некоторых местах на Азовском море их до сих пор можно увидеть как музейные экспонаты или у любителей традиционного судостроения.
|