Документы о пограничном споре между Россией и Украиной в 1920-1925 гг. за Таганрогско-Шахтинскую территорию Донской области

Галкин Ю. Сборник документов о пограничном споре между Россией и Украиной в 1920-1925 гг. за Таганрогско-Шахтинскую территорию Донской области. М., 2007. 60 с.

Галкин Ю. Сборник документов о пограничном споре между Россией и Украиной в 1920-1925 гг. за Таганрогско-Шахтинскую территорию Донской области. М., 2007. 60 с.
Галкин Ю. Сборник документов о пограничном споре между Россией и Украиной в 1920-1925 гг. за Таганрогско-Шахтинскую территорию Донской области. М., 2007. 60 с.

В сборнике языком документов рассказывается о том, как в 1920 году Таганрогско-Шахтинская территория Донской области России отошла к Украине и, как и в каком составе, эта территория была возвращена в 1924-1925 гг. Северо-Кавказскому краю. Среди документов сборника: телеграммы, статьи из газет, протоколы, итоги переписей и др.

Публикуем несколько интересных фрагментов из сборника. Полностью с ним можно познакомиться в отделе краеведения ДГПБ.

Москва, Председателю Совнаркома тов. Ленину, Председателю ВЦИК тов. Калинину, Луганск Губисполкому, Ростов-на-Дону Донисполкому. 24.04.1920 г.
Окружная партийная конференция КПБ Таганрогского округа возмущена неразберихой творящейся вокруг вопроса о границах Донецкой губернии и Донской области. Луганск телеграфно предписывает Таганрогу, ссылаясь на Постановление СНК подчиняться ему.

Ростов-на-Дону на это телеграфирует Таганрогу, что границы Донской области остаются прежние. Часть Таганрогского округа без ведома согласия Таганрогского окружного ревкома уже занята Донецкой губернией, где представители Луганска грозят представителям Таганрога арестом вооруженной силой.

Партийная конференция убедительно просит прекратить безобразия окончательно дезорганизующие работу Таганрогского окревкома, волревкомов на местах.

Президиум конференции.

ГАРФ, ф. 5677, оп. 1, д. 83; ТФГАРО. ф. 1. оп. 1. д. 1.

о пограничном споре между Россией и Украиной
о пограничном споре между Россией и Украиной

о пограничном споре между Россией и Украиной

Источник карты*

Тезисы Таганрогского исполкома, подтверждающие, что Таганрог и его округ не должны быть отделены от Донбасса и Украины, с присоединением их к Юго-Востоку РСФСР. 28.04.1924 г.
I. Принцип национальный
Границы Республик, образующих СССР определяются не по принципу экономических интересов, в связи с волеизъявлением в этом отношении самого населения.

Нет никаких оснований отступать и в данном разе от этого принципа.

Недавний пример объединения и увеличения Белоруссии за счет территории РСФСР наглядно подтверждает правильность этого положения.

По существу — правильность этого положения несомненна в зависимости от того факта, что никаких таможенных границ между образующими Союз Республиками нет; и что их основное экономическое единство неразрывно, так, например: пути сообщения, аппарат внешней торговли и т.п. и т.д., у всех Республик Союза общие.

По данным переписи Донбасса за январь-февраль 1923 г., по Таганрогскому округу украинского населения было 77 %, русского – 18 %, прочих национальностей – 5 %. Сравнение этих данных с данными Всероссийской переписи за 1897г. показывает, что за период времени в 26 лет (1897-1923 гг.) украинское население возросло на 24 %, прочих национальностей — на 4 %, а русское население уменьшилось на 28 %.

Следовательно, и, несмотря на то, что в течение этого 26-летнего периода Таганрогский округ был искусственно отделен Царским правительством от Екатеринославщины (Украины) и присоединен к бывшей Области Войска Донского, Таганрогский округ тяготел к Украине, а не к России, и происходила естественная, вопреки правительственным, мероприятиям, украинизация Таганрогского округа.

Исторически — Таганрог лишь в некоторых станицах заселялся русскими казаками; коренным населением являются потомки запорожских казаков.

Начиная с периода заселения Таганрогского округа, он всегда входил в состав Украины (сначала — Новороссийского генерал-губернаторства, а потом Екатеринославской губернии) и только с 1887 г. и до революции был в составе Области Войска Донского.

Местное население, поскольку оно было опрошено и повсюду высказывалось за не разъединение Таганрогского округа с Донбассом (так, например, в гор. Таганроге, в Советинской волости пограничной с Юго-Востоком и т.д.)

Последствия присоединения Таганрогского округа в 1887 г. к Области Войска Донского были во всех отношениях отрицательными.

Между прочим производственно-промышленная деятельность Таганрога, его порта и округа стала падать за счет поднятия искусственными мерами (например, льготными тарифами) Ростова-на-Дону и его округа — и только с возвращением Таганрога к Украине его положение стало восстанавливаться, так, например, средства, которые могли тратиться на углубление Таганрогского морского порта, отстоящего от морского рейда всего на 12 в., тратились на Ростовский речной порт, отстоящий от рейда на 112 верст.

В данный момент нет оснований повторять печальный опыт Царского правительства, отделившего Таганрогский округ от Украины.

II. Принцип экономический
а) Таганрог, его порт и округ имеют самостоятельное вполне независимое от Юго-Востока значение.

Это и прежде признавалось, когда Таганрог и его округ были выделены в особое Градоначальство.

Таганрогский порт, не будучи до сих пор углублен, в целях экспорта пользовался при помощи каботажных судов Таганрогским морским рейдом, так как глубоко сидящие морские суда не могут входить ни в один из Северных портов Азовского моря. Пользование этим рейдом со стороны Ростовского речного порта, Ейского порта и других Азовских портов РСФСР совершенно независимо друг от друга. Нет надобности присоединять Таганрог к РСФСР для пользования портом РСФСР Таганрогским рейдом коим оно и ныне пользуются.

Несмотря на покровительство, которое оказывалось Правительством Ростову, процент грузов прошедших на Таганрогский рейд собственно из Таганрогского округа и его порта за период, например, времени 1901-1909 гг. возрос с 17,5 % на 27 %.

б) Таганрог и его промышленность снабжались и снабжаются собственным сырьем, получаемым с Украины, а не с Юго-Востока.

Примеры.

В 1923г. Таганрогский кожкомбинат 100 % дуба, т.е. 858.000 пуд получил с Украины; 93,57 % кожсырья, т.е. 196.365 пуд он получил с Украины, а только 6,43 %, т.е. 13.500 пуд он получил с Юго-Востока.

В данное время Металлургический завод получает штрипсы из Мариуполя и Юзовки, уголь из Макеевки, т.е. только с Украины. В 1914 г. он получал уголь исключительно из Донбасса, а сырье из Кривого Рога (5511180 пуд.), из Никополя (642955 пуд.), с Юго-Востока никакого сырья не получалось.

Маслосемена не только никогда не ввозились в Таганрог и его округ с Юго-Востока, но исключительно вывозились на Юго-Восток, в Ростов-на-Дону, Миллерово и Нахичивань.

Равным образом, не только не ввозилось, но вывозилась на Юго-Восток русская и цигейская шерсть.

Заводы и предприятия, которые в довоенное время были устроены и устраивались иностранцами (они и теперь имеют в виду возобновить эту деятельность, например, проект устройства завода по выработке маргарина), были ими устроены именно в Таганроге, а не в каком-либо пункте Юго-Востока именно в силу особо благоприятных условий Таганрогского порта, при чем все калькуляции по отношению как к топливу, так и к сырью были обоснованы расчетом на топливо Донбасса и на сырье местное и украинское (эти данные легко могут быть проверены).

в) Неразрывная связь Таганрога, его порта и округа с Донбассом:

Донбасс, хотя и входит географически в границы Украины, экономически представляет из себя единицу, интересы, сохранность и целость каковой равно близки и дороги всякой из Союзных Республик; с этой точки зрения Донбасс является Всесоюзной кочегаркой.

Экономическое хозяйство Донбасса только начинает налаживаться; экспорт из Донбасса, столь необходимый для всего Союза, находиться еще в периоде формации; поэтому интересы Донбасса должны быть обсуждены не только с точки зрения будущих возможностей, которые по естественному ходу вещей не могут им не осуществлены: речь идет об углублении Таганрогского порта и о постройке жел. дор. магистрали от ст. «Матвеев-Курган» к северу до ст. «Валуйки», сокращающей на 200 верст расстояние от Азовского моря до центра России, перерезающей самый хлебородный округ Донбасса-Старобельский, центр месторождений антрацита (Боково-Хрустальский район) и дающей возможность дополнительного, ежегодного экспорта зернохлеба в 80 миллионов пуд. (каковое легко может быть пропущено через Таганрогский порт) и сокращающей на 73 в. расстояние для выхода антрацита к морю (с удешевлением таким путем на 56 % фрахтовых ставок).

Если до сего момента в этом направлении Донбассом ничего предпринято не было, то только потому, что Донбасс был озабочен вопросом самого своего существования.

Выход Донбасса на мировой рынок в смысле экспорта зерна и антрацита только начинается. Было бы непростительной экономической и государственной ошибкой в такой момент лишить Донбасс одного из его рычагов — Таганрога и его выхода к морю.
Порт Мариупольский не в состоянии обслужить Донбасс, так как он отстоит далее Таганрогского порта от центра антрацитовых залежей (с проведением одной только на большей южной части вышеозначенной железнодорожной магистрали от ст. «Матвеев-Курган» к северу расстояние это станет более отдаленным еще на 73 в.). Мариупольский порт приспособлен только для вывоза курного угля между тем, как для Донбасса необходим порт именно для экспорта антрацита.

Так, например, в 1913 г. экспорт из Мариуполя составлял: курного угля 70 миллион, пуд, зерна 20 миллион. пуд., и антрацита всего 4 миллион. пуд.

Имевшие недавно место переговоры тов. Рыкова с Итальянским Послом показали возможность приложения Итальянских концессионных капиталов для разработки природных богатств приморского побережья Юга России.

Лишенная собственного зерна и антрацита Италия, находящаяся, в силу последнего условия, в закабаленности английским капиталом и рынком, несомненно охотно пойдет на финансирование предприятий, дающих ей возможность расширенного и удешевленного получения зерна и антрацита и самым подходящим контрагентом в России для этих предприятий, к каковым относится углубление Таганрогского порта и проведение вышеозначенной жел. дор. магистрали, конечно, может явиться Донбасс.

Экономическая связь территорий определяется их естественными природными богатствами и путями для их эксплуатации.

Географическая близость Таганрога к Ростову или некоторая торговая взаимодеятельность, которая существует теперь между Ростовом и Таганрогом только потому что, с одной стороны Ростов является транзитным пунктом, а с другой стороны потому, что Ростов является центром Юго-Востока, где сосредоточено представительство московских синдикатов и трестов, возможно, не знаменует собой того, чтобы Таганрог должен был быть отторгнут от своего целого — Донбасса.

Ничего не мешает и не должно мешать продолжению этих отношений, но с другой стороны, никакие искусственные административные предприятия не должны мешать Таганрогу и его округу (как тому учит опыт прошлого) развиваться собственным путем вне зависимости от его естественных данных и его естественной неразрывной связи с Донбассом.

ТФГАРО ф. 413, оп. l, д. 138, л. 43-45

Таганрогские впечатления 19.09.1924 г.

В поезде местного сообщения Ростов-Таганрог говорят много и громко, а в разговоре слова — УССР, ВУЦИК… На маленьких станциях, где поезд стоит несколько минут, почтовые ящики украшены параллельно с русскими и украинскими надписями «Поштова скринька для листив».

Однако, говорят по русски. Украинской речи не слышно, как в Харькове или в Полтаве. Это потому, что население здесь только, за малым исключением, русское…

…Таганрог — официально окружной промышленный город и курорт -неофициально, не взят на учет курорпромом, но числится у окрестного рабочего населения как место летнего отдыха и морских купаний.

В городе — злоба дня — районирование, присоединение к Юго-Востоку. На жутко тихих опустевших заводах, где раньше кипела производственная жизнь, уцелевшие от сокращения рабочие надеются на перемены к лучшему… В цехах собираются кучками рабочие.

Тема разговоров одна — как перейдем к Юго-Востоку, пустим все заводы на полный ход, верят — Ростов поможет. В омертвевших цехах …лихорадочно идет работа. Пришельцы из Донбасса спешно снимают моторы, станки, грузят на платформы и отправляют к себе на заводы. «Скоро и вас заберем», — говорят они.

И стало тихо на главной, Ленинской, улице Таганрога … на ней много заколоченных и пустующих помещений.

Тихий умирающий Таганрог надо оживить.

«Советский Юг», автор Ю.Муромцев

* Источник карты: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Map_of_Ukraine_Sept_1925.png

ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека»