Чтоб не забыть их имена20
Глава эта мною не предусматривалась и материал для нее специально не собирался,
она возникла как-то спонтанно, сама по себе по мере накопления других исторических
сведений.
Общеизвестно, что именно с приморских городов, коим является и Геническ, как до революции, так и в советское время, много жителей мобилизовывали на флот. Делалось это исходя из психологических соображений. Люди, выросшие у моря, всегда более приспособлены к флотской службе, нежели выходцы из других мест.
Старейшими из флотских геничан, чьи имена сохранило время, являются братья Дельнецкие – Иван и Емельян, служившие еще в эпоху парусного флота кондукторами21 в учебной команде базы Севастополь, где и обучали парусному делу матросов Черноморского флота.
Много среди наших земляков и участников знаменитого Цусимского сражения. Так, матросом на крейсере «Аврора» был Николаенко Семен22 (отец). Во время боя получил
ранение и контузию.
На крейсере «Ослябя» погиб матрос Сергей Борняков – родной брат деда врача Е.Н. Борнякова. Страшная участь постигла этот корабль. Во время боя эскадры Рождественского с главными силами адмирала Того, он загорелся, перевернулся вверх килем и погреб в себе заживо почти всю команду. Участниками «Цусимы» были и Михаил Петрович Мелентьев, служивший на эскадренном броненосце «Бородино» и Александр Васильевич Коваленко, получивший впоследствии за это земельный надел на 5-м километре Арабатской стрелки.
Матросом на крейсере «Варяг» был Репка (имя неизвестно).
Во время I мировой войны много геничан мобилизовали в состав Черноморского флота. Среди них участник первого боя с германо-турецким линейным крейсером «Гебен» – Николаенко Данил Семенович (сын) – служил на линкорах «Евстафий» и «Ростислав». Рулевым на эскадренном миноносце «Капитан-лейтенант Баранов» был Беличков Михаил Гаврилович23. Этот эсминец относился к разряду новых и имел вооружение с повышенным водоизмещением и мощностью. В первом бою с «Гебеном» у мыса Сарыч получил ряд повреждений рангоута.
Служил на кораблях Черноморского флота и геничанин Ясыр (имя неизвестно). Роста был невысокого, плотный. Запомнился сослуживцам, как весельчак и прекрасный танцор. Бывало, при погрузке угля на корабль, когда для бодрости духа начинал играть оркестр, Ясыр тут же бросал лопату и пускался в танец. Особенно он любил «яблочко» и плясал его так лихо и заразительно, что потом не один офицер не мог сделать ему замечание за уход с рабочего места.
Немало пришлось пережить бывшему матросу с канонерской лодки «Донец» Порфирию Назаровичу Реве, 1891 года рождения.
П.Н.Рева. 1914 г.
Позже его переведут на минный заградитель «Прут». Возвращаясь из Ялты с батальоном пехоты на борту, 18 ноября 1914 года, в 7 часов 35 мин., минный заградитель встретился с «Гебеном». Во время перестрелки на корабле начался пожар, грозивший взрывом 710 мин. Команда открыла кингстоны и подорвала дно корабля. Подошедшие к месту гибели турецкие корабли подняли из воды 75 человек, а часть команды на 2-х шлюпках подобрала наша подводная лодка «Судак». Вот только Порфирию Назаровичу, отнесенному в сторону, придется еще трое суток находиться в открытом море. Потерявшего сознание и переохлажденного его обнаружат вместе с плавающим трупом еще одного моряка. Помогли спасательные пояса, позволившие держаться на плаву.
На одном из новейших линейных кораблей «Императрица Мария» служил матросом Филипп Узунов, а помощником у священника Бурлин Мина Васильевич.
Участником боев на Черном море был и Синицын Александр. Конечно, этот коротенький перечень известных нам имен далеко не исчерпывает всего количества участников морских военных событий, ибо в I мировую войну только из Геническа было мобилизовано на фронт более 500 жителей. Меньшая их часть служила на флоте.
Не могу не рассказать еще об одном человеке, хотя эта тема заслуживает отдельного разговора и не входит в задачи данной главы. Речь пойдет о полном Георгиевском кавалере – Каминском Иване Александровиче, 1893 года рождения. Служил в разведке. Однажды по заданию перешел линию фронта и не вернулся в срок. Его уже считали погибшим. Но через несколько дней он появился, взяв в плен два германо-австрийских офицера и шесть солдат. Они шли впереди, а он сзади, зажав пальцами рычаги двух гранат. Из рядового дослужился до поручика. При НЭПе работал в мясной лавке. Репрессирован, как офицер царской армии – «враг народа». Расстрелян за три дня до реабилитации.
Поручик Каминский И.А. – полный Георгиевский кавалер. Фото 1915 г.
Но поговорим о моряках теперь уже II мировой войны. «Черными дьяволами» называли их враги.
Григорий Ананьевич Борисенко – рулевой тральщика «Мина». В переделках бывал он разных, но самый памятный и тяжелый эпизод войны был 22 мая 1943 года, когда конвоировали транспорт «Интернационал» из Туапсе в Геленджик с грузом авиабомб. Их тогда атаковало 11 немецких истребителей и 17 бомбардировщиков. И все же корабли выполнили задание. Много наград у моряка, но есть и общая. Тральщик «Мина» награжден орденом «Красного знамени». После войны Г.А. Борисенко окончил курсы капитанов и ходил на рыбзаводском судне «Пеленгас», позже перешел в порт на диспетчерский пункт.
В книге А.В. Свердлова «На море Азовском» есть такие строки:
«Высадив десант на Еникальский полуостров, Азовская военная флотилия приступила к обеспечению переправы войск и боевой техники, боеприпасов, топлива и продовольствия
на занятый плацдарм. Для ускорения переправы войск и тяжелой техники в первый день высадки десанта был создан паромный отряд с двумя буксировщиками (командир капитан 3 ранга Н.Л. Каневский)».
Жила семья Каневских по нынешнему спуску Махарадзе слева как идти к морю. Четыре ордена боевого Красного Знамени у моряка, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды и другие награды.
Капитаном дальнего плавания был его родной брат Алексей Каневский. В годы войны ходил в составе конвоев. Проявил себя храбрым моряком. Имел два ордена Ленина и много других наград.
Похожий жизненный путь был у другого нашего земляка тихоокеанца В.В. Любченко. Именами Алексея Каневского и Василия Любченко названы советские теплоходы. Родители последнего жили на Генслободке.
Жили когда-то в Геническе еще два брата по фамилии Тисличенко, чьи судьбы
будут связаны с войной на море. Капитан-лейтенант Григорий Порфирьевич Тисличенко
начинал воевать на Северном море, а закончил на Тихом океане. Брат его также
капитан-лейтенант Николай Порфирьевич служил водолазом на Балтике.
После войны известной стала фамилия геничанина гвардии лейтенанта Георгия Константиновича Прокуса – командира «БКА-71». Воевал он в составе
Азовской флотилии и Черноморского флота. Отец его, грек по национальности, имел
до революции свои соляные озера. Мать – в девичестве Екатерина Федоровна Боловинцева
– из семьи потомственных рыбаков. Во время десантной операции был окружен тремя быстроходными десантными баржами и пятью торпедными катерами противника. Тогда он решил пройти между баржами, хотя расстояние между ними составляло всего 30 м. Обстреливая вражеские корабли, бронекатер устремился к ним. Решительный маневр
«БКА-71» заставил немецкие корабли отойти. Раненый командир довел бронекатер
в базу, принял на борт очередную группу бойцов и снова отправился в район высадки.
После войны Георгий Константинович Прокус ходил на Балтике на рыболовецких судах.
Был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Умер в 1974 году в г. Калининграде.
Трощин Георгий Яковлевич – черноморец. Начал войну в батальоне морских курсантов.
Участник обороны Бахчисарая, а затем 250-дневной обороны Севастополя. Художник-любитель. Увлекался морским батальным жанром.
Константин Васильевич Фурсенко – моряк, геничанин, участник обороны Севастополя.
Оборонял дзот №16 (стояли насмерть). Чудом остался жив. После войны работал
механиком на судах рыбинспекции колхоза «Ревхвыля».
Ф.Г. Пономаренко. Фото 1935 г.
С 1934 по 1956 год прослужил на Тихоокеанском флоте Федор Григорьевич Пономаренко. Почти всю службу находился он в дивизионе тогда засекреченных радиоуправляемых торпедных катеров особого назначения. Особенно памятна ему десантная операция 14 августа 1945 года в крупную военно-морскую базу японцев Сейсин. Ночь, туман, волнение 5-6 баллов. При входе в неприятельский порт их обнаружили. Попав в зону кошмарного перекрестного огня катер внезапно потерял скорость. Вышел из строя один из двигателей. Почти в полной темноте, при тусклом свете «шахтерки» Федор Григорьевич обнаружил повреждение топливной магистрали. Нужно было в считанные минуты ликвидировать неисправность. Пришлось, невзирая на травленный бензин, выкачивать воздух из карбюратора не только насосом, но и ртом.
Отделался тогда он сильными ушибами головы, от ударов волн по корпусу получил травму нижней челюсти, левой ноги, а также сильный ожег паром левого плеча. Двигатель удалось ввести в строй. Команда была спасена, десант высажен.
За эту операцию Федор Григорьевич Пономаренко был награжден медалью Ушакова.
Конечно всех моряков-геничан не перечесть. Со временем может быть список этот увеличится. Не забыть бы их имена.
20 – Информация о моряках времен II мировой войны дал внештатный корреспондент газеты «Приазовская правда» Ф.Г. Пономаренко.
21 – Кондуктор – воинское звание сверхсрочнослужащих унтер-офицеров в русской армии и флоте.
22 – Фамилия Николаенко принадлежит старейшей династии генических рыбаков, служивших матросами на военных кораблях. Последний представитель этой династии Николаенко Александр Данилович (внук) – жив до сих пор.
23 – Сын участника обороны Севастополя войны 1853-1856 гг., принимавшего впоследствии участие в строительстве ветки ж.д. Новоалексеевка-Геническ. Михаил Гаврилович был женат на племяннице легендарного Калимбета.