Генический морской порт - продолжение
история возникновения и работы порта в Геническе
Генический порт состоянию на 1929 был, главным образом, портом для зерна, имел глубину подходного канала 12 фут.
Из-за мелководности и отсутствия оборудования, а также складских помещений для экспортной деятельности Генический порт терял много средств.
Поэтому бюро районного партийного комитета принимает решение об осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению деятельности порта.
Углубления морского канала до 24 фут .; сооружения оградительных дамб канала с целью уменьшения его занесения; сооружение внутреннего бассейна; сооружение набережных с закладкой почвы на 30 фут .
Также предлагалось сооружения механизированных складских помещений для зерна примерно до 2 тыс. тонн; сооружение подъездных путей; построения отдельной пристани с подъездным путем для погрузки соли; приобретение моторного двигателя (мотовоза) для разгрузки территории порта от вагонов и обеспечения своевременной доставки соли с непосредственной перегрузкой на пароходы и достройки кладовых на месте добычи соли.
Однако осуществить предусмотренные меры по улучшению работы Генического порта не удалось.
Уже в 1931 г.. Генический районный партийный комитет вновь принимает решение о рытье нового подходного канала, расширении акватории порта, строительства новых складских помещений и др.
В это время в Геническе строится хлопчатобумажный завод, сырье для которого, а также изготовленную заводом продукцию планируют вывозить из Генического порта.
Новым этапом в деятельности порта стало открытие пассажирских перевозок в 1933 году.
Когда на линии Керчь - Геническ - Бердянск было поставлено парусно-моторное судно "Уч-дере", грузовой трюм которого оборудован для перевозки пассажиров.
В 1935 осуществлялись работы по озеленению портовой территории, построены ограждение и освобождена территория от частных строений геничан.
Впервые финансовые доходы от деятельности порта в сумме 30 тыс. руб. были получены в 1936 году.
В 1936-1937 гг. работникам Генического порта удалось уменьшить производственный простой судов, снизить себестоимость переработки одной тонны груза, за что работники порта получили премии.
За 7 месяцев 1937 порт получил прибыль в сумме 50 тыс. руб.
Среди работников Генического порта насчитывалось 17 стахановцев, однако распространенным явлением была низкая трудовая дисциплина среди работников порта, часть которых ежедневно без разрешения выходила на подработки в местные колхозы.
В течение второй половины 30-х гг. ХХ в. увеличивается грузооборот Генического порта.
В 1935 он составлял 58000 тонн, в 1936 - 83000 тонн, в 1937 году. - по плану указывалась цифра в 92000 тонн.
Следует отметить, что в это же время использовался метод ручной переработки груза и постоянно поднимался вопрос о его механизации.
В том же 1937 обостряется конфликт между руководством Генического порта и Бердянского, которому он был подчинен.
За 8 месяцев 1937 г.. руководство Бердянского порта только раз посетило Геническ.
Рассматривался вариант переподчинении порта непосредственно пароходству, а не Бердянскому порту но этот вопрос так и не был решен.
В конце 30-х - начале 40-х гг. ХХ в. происходят частые смены руководства порта.
В октябре 1939 начальником Геническго морского порта был назначен Еременко Кузьма Антонович.
А уже в апреле 1940 начальником порта стал Штукатур Иван Лазаревич, который возглавил порт и в 1944 после освобождения города от немецких оккупантов.
В 1940 порт имел собственную электростанцию, водоснабжения, радиоузел, грузовой участок, товарооборот его составил 70 тыс. тонн в год.
Подходной канал и акватория порта обеспечивали прием судов с осадкой до 4-х метров, причальная линия имела протяженность 272 метров.
Планировалось построить баню, общежитие и помещения для ожидания.
Перед началом Великой Отечественной войны Генический порт жил обычной рабочей жизнью: ремонтировалось оборудование, работали на причале электротранспортеры, осуществлялось налаживание работы электросети порта и его электростанции, планировалось открытие столовой для работников порта.
Нужно заметить, что документы по 1941-1944 гг. по г.Геническ и его предприятиям на хранение в государственный архив Херсонской области не поступали, поэтому проследить деятельность Генического порта в годы нацистской оккупации невозможно.
Геническ был освобожден войсками Красной армии 30 октября 1943 года.
Во времена оккупации порт подвергся значительным разрушениям: уничтожены система водоснабжения, часть причалов порта, обмелел подходной канал.
В 1944 году начались работы по восстановлению порта - начали работу портовая электростанция, механическая, плотницкая мастерские и кузня.
Однако пристань ни была очищена от мусора, не были подготовлены складские помещения, коллектив порта часто использовался не на восстановительных работах, а занимался выловом рыбы.
На 1 декабря 1946 генический порт находился в неэксплуатационном состоянии.
Работники преимущественно выполняли вне портовую работу.
Так, механическая мастерская и строительно-ремонтная группа выполняли сторонние заказы районных организаций; местные внеплановые перевозки груза выполнялись в незначительных объемах; в рыболовном госхозяйстве работало 8 рыбаков.
Из-за отсутствия государственной дотации эти работы были единственным источником существования работников порта.
Техническое оборудование порта в 1946 состояло из одного грузового склада на 160 кв. м; двух причалов, общей протяженностью 107 погонных метров; погрузочно-разгрузочной механизации: 4-х ленточных транспортеров типа "Январец", длиной 5 погонных метров каждый.
Находилсь в эксплуатационной готовности одна грузовая автомашина марки ГАЗ-АА.
Кузница имела 1 горн ручного дутья. Плотничье отделение с двумя верстаками. Электростанция мощностью 36 кВт. в рабочем состоянии но не использовалась.
Служебно-вспомогательный флот состоял из мото-бота, водоизмещением 7 тонн и мощностью 17 лошадиных сил; 4 парусных баркасов, грузоподъемностью от 0,5-2 тонн каждый; 3 весельных баркаса, грузоподъемностью от 0,5-2 тонн каждый.
Глубина у причалов порта была минимальная - 12 м, бухта была очищена полностью, очистки подходного канала не проводилося.
На территории порта были расположены служебно-промышленные здания: кирпичные дома управления порта, механической мастерской и грузового склада.
В докладной записке "О перспективах развития генического порта" начальника Генического порта В.И.Андреева от 19 июня 1947 указано, что нормальная эксплуатационная работа порта не была восстановлена, кроме незначительных поступлений в порт рыбной продукции для рыбзавода, другой грузовой оборот в порту не осуществлялся.
По состоянию на 1947 год в порту было восстановлено 2 деревянных причала, склад для грузов, механические мастерские, электростанция и водопровод.
Акватория порта была очищена от затопленных судов, проведено траление бухты и входящего канала.
С весны 1944 налаживаются баркасные перевозки пассажиров через пролив Тонкий, пассажирские перевозки на линиях Геническ-Бирючий остров и Комиссаровка-Геническ были восстановлены в 1954 году
С 1947 по 1956 проводятся работы по восстановлению разрушенной в годы Великой Отечественной войны железнодорожной дороги к геническому порту длиной 1 км.
В документах архивного фонда "Херсонский областной комитет компартии Украины" сохранилась почти девятилетняя переписка по этому поводу.
Во многих документах отражена просьба прислать технику для углубления подходного канала.
Однако, несмотря на все трудности, в пятидесятых годах ХХ ст. генический порт начинает наращивать объемы грузовых перевозок.
Так, в 1953 генический порт перевез 731 тонну грузов, а в 1957 - 6543 тонн.
Но, как отмечает В. Пихуля 'Генический порт', грузооборот генического порта в советские времена не достиг показателей начала ХХ ст.
С 1960-х гг. информация о деятельности генического порта постепенно исчезает из документов архивных фондов Херсона, что связано с его прямым подчинением Бердянском порту.
В основном документы представлены решениями исполнительного комитета Генического районного совета о выделении земельных участков под строительство жилых домов для работников порта, прокладка асфальтированной дороги в порт и тому подобное.
История промышленных предприятий региона - это перспективное направление исследования экономического развития родного края, ведь и сейчас генический порт остается одним из важных центров грузовых перевозок современной Украины
Автор статьи - Лопушинская Ирина Владимировна - главный специалист отдела использования информации документов государственного архива Херсонской области 2014