О блоге

Генический блог - для всех, желающих самостоятельно разместить свои стихи, рассказы, скетчи, интересные случаи из жизни. Для общения, для творчества и для самовыражения.

Мы рады видеть вас на страницах нашего журнала

Поиск
Реклама
Видео дня

Почему Киев и Симферополь не договорились о судьбе Крыма

Автономия или федерация ? Почему Киев и Симферополь не договорились о судьбе Крыма
  
Сергей Громенко

историк, кандидат исторических наук, журналист

Среда, 17 Октября 2018, 20:00

Таможенная война со стороны Украины подтолкнула переговоры, но завершить их так и не успели

Сто лет назад, 16 октября 1918 года, в Киеве формально приостановились, а фактически провалились переговоры крымской делегации с украинским правительством относительно будущего статуса полуострова в составе объединенного государства.

Гости настаивали на почти неограниченной федеративной связи, зато хозяева предлагали широкую, но только автономию.

Первый раунд переговоров затянулся и, в конце концов, закончился ничем, а на второй банально не хватило времени.

Поражение Германии в Первой мировой войне сделала объединение ее украинского и крымского союзников неактуальной.

18 сентября 1918 Украина прекратила таможенную войну против Крыма, которая велась еще с июня, при условии немедленного начала переговоров о будущем полуострова.

Украинское правительство обязало вести их «непосредственно министрам заинтересованных ведомств, а не перепоручая своих полномочий другим лицам».

После того, как на заседании Совета министров Украинского государства 23 сентября было объявлено о получении телеграммы от председателя Совета министров Крыма Сулеймана (Матфея) Сулькевича о выезде делегации, чиновники постановили: «Послать ген. Сулькевичу телеграмму с указанием на то, что делегация должна иметь полномочия для обсуждения не только экономических, но и политических вопросов «.

26 сентября крымская делегация во главе с крымским министром юстиции сенатором Александром Ахматович прибыла в Киев.

Как отмечалось в письме Сулькевича на имя гетмана Павла Скоропадского, которое привезли с собой крымчане, посланцы были уполномочены вести «переговоры об урегулировании экономических и финансовых вопросов, касающихся Крыма и Украины, об условиях политического соединения Крыма с Украиной и о других вопросы, затрагиваются таким соединением, и указанных в инструкции, которой я обеспечил названную делегацию.

Сенатору Ахматович предоставлено право совместно с членами делегации подписывать от имени Крымского Краевого Правительства все соглашения, договоры и другие акты, которые будут произведенны крымским и украинском уполномоченными «.

Киев представила группа высших чиновников (министр иностранных дел Дмитрий Дорошенко и его заместитель Александр Палтов, министр внутренних дел Игорь Кистяковский, финансов Антон Ржепецкий, торговли и промышленности Сергей Гутник, военный министр Александр Рогоза и представитель Морского министерства контр-адмирал Николай Черниловський-Сокол (Черниловский-Сокил)) во главе с премьером Федором Лизогубом, которым 8 октября Совет министров УД предоставил полномочия «на ведение переговоров с представителями Крыма о соединении Крыма с Украиной и на подписание актов и договоров по всем вопросам политического, финансового, экономического и административного характера «.

Секретарями с украинской стороны были чиновники для особых поручений при председателе правительства М.Переляны и при министре иностранных дел М.Шереметевський.

Представителем-посредником немецкого командования выступал князь Генрих Ройс, а украинская делегация входила в переговорный процесс в надежде, что Германия фактически признала право Киева на полуостров.

По мнению посла Украинского Государства в Германии Федора Штейнгеля (Штайнгаля): «Собственно, вопрос решен. Крым наш».

Начались переговоры 5 октября 1918-го, на первом заседании гости передали письмо крымских земцев к главе украинского правительства, в котором, среди прочего, утверждалось, что «Простое включения Крыма наравне с другими частями Украины в Украинское Государство не соответствовало бы желанию большинства населения .. . такое присоединение нанесло бы ущерб самому украинскому государству; в состав ее вошло бы население, явно ей враждебно, потому что ни россияне, ни немцы, ни татары украинцами быть не желают.

Напротив, автономия Крыма — это путь к умиротворению внутренней вражды. На этом пути примирятся как крымские сепаратисты, так и те, кто живет надеждой на восстановление Великой России «.

Недельную задержку между прибытием крымских послов в Киев (26 сентября) и началом дебатов (5 октября) объяснил в своих «Воспоминаниях» Дорошенко: «В Киев приехала делегация в составе крымских министров: сенатора Ахматовича, Чарыкова, Никифорова и Фримана.

Но мы заявили, что не считаем эту делегацию за компетентную проявлять волю и желание крымского населения и потребовали прислать представителей граждан главных народностей края.

Через неделю прибыли представители от татар, украинцев и немцев-колонистов. Все составили визит Ф.А.Лизогубу, потом мне » .

В течение недели к уже упомянутому Ахматович, министру народного образования и исповеданий сенатору Николая Чарыкову, управляющему министерством финансов Дмитрия Никифорову, министра путей сообщения, общественных зданий, почт и телеграфов инженер-генерал-майора Льва Фриману и управляющему министерством поставки В.Домброво присоединились еще несколько человек.

Немецких колонистов представляли министр земледелия и краевого имущества Томас Рапп и банкир Александр Нефф, крымскотатарский Курултай — временно исполняющий обязанности заместителя министра иностранных дел Юсуф-бек Везиров и один из лидеров национального движения Амет Озенбашлы. Секретарями крымской делегации были А. Иванов и Гаврила Еджубов.

Первый раунд переговоров в целом проходил с большим напряжением — видение сути проблемы обеими сторонами и их предложения существенно отличались, что в конце концов завели дело в тупик.

Как писал Дорошенко в «Истории Украины», «крымская делегация проявляла большую неуступчивость и всеми способами обходила поставленный ей прямой вопрос об объединении с Украиной, говорила о правах народов на самоопределение, о свободе крымского населения и т.д.».

На первом заседании 5 октября Лизогуб произнес речь, в которой заявил, что «интересы Крыма и Украины для представителей украинского правительства одинаково дороги.

Если по переговорам выяснится, что Украине придется поступиться своими интересами, то она на такой шаг пойдет.

Но в первую очередь должно быть решен вопрос объединения Крыма с Украиной, что с точки зрения украинского правительства является главной задачей и без него решение экономических вопросов невозможно «.

Крымчане же потребовали от украинской стороны подтверждения полномочий последних. И учитывая отсутствие у Лизогуба соответствующего документа (он был оформлен 8 октября) и письменных предложений к обсуждению, заседание перенесли.

Показательной иллюстрацией к взаимоотношению сторон можно считать такой случай, произошедший в начале переговоров и о котором вспоминал Дорошенко:

«Я пригласил крымских гостей на обед, который состоялся в помещении Министерства иностранных дел.

На обеде был и Лизогуб. Наши гости сидели за обедом в таком настроении как на похоронах.

Представители от национальностей Крыма чувствовали себя бодрее, но, видно, в присутствии своих министров не решались говорить».

На втором заседании, 9 октября, украинская сторона представила свое видение объединения:

1. Крым соединяется с Украиной на правах автономного края под верховной властью гетмана.

2. Все подданные Украины и Крыма имеют одинаковые права.

3. Международные отношения и оборона находятся в компетенции Киева, армия Крыма формируется по территориальному принципу и в мирное время находится на полуострове.

4. Крым имеет Краевое правительство и Краевые народные Собрание, а также право местного законодательства в пределах своей компетенции.

5. Все крымские Законы вступают в силу после их утверждения гетманом, он же утверждает назначение высших должностных лиц Крыма.

6. В области народного образования, религиозной, национальной, торговли и промышленности, земледелия и сельского хозяйства на Крым не распространяются общие законы Украины.

7. Все пути сообщения в Крыму, за исключением железных дорог, а также использования природных ресурсов относятся к ведению краевого правительства.

8. Краевое правительство определяет и взимает все прямые налоги, за исключением подоходного, и назначает местные сборы и повинности.

9. Суд и следствие находятся в ведении краевого правительства. В Симферополе основывается Крымская Судебная палата. Верховной кассационной инстанцией является украинский Сенат.

10. Краевое правительство имеет свой самостоятельный бюджет.

11. Таможенная граница и таможенная система являются общими со всей Украины. В Крыму устанавливается общая с Украиной валюта, единый Государственный Банк, совместный с Украиной торговый флот, совместная эксплуатация железных дорог, почты и телеграфа.

12. На Крым распространяется действие всех гражданских и уголовных законов Украины, а местные исключения проводятся через Краевые народные Собрание и утверждаются гетманом.

13. Все военные и торговые порты находятся в ведении украинского правительства, который несет все расходы на их содержание.

14. Краевое правительство имеет право определения государственного языка, и в его полном ведении находятся все городские и земские самоуправления.

15. В ведении краевого правительства находятся все вопросы народного здоровья и вопросы организации труда.

16. В ведении краевого правительства находится все государственное имущество Крыму, за исключением бывшего царского или принадлежащего отдельным ведомствам.

17. Украина несет на себе все расходы по содержанию армии и флота, военных и коммерческих портов, железных дорог, почты и телеграфа и всех учреждений, ведающих общими, а не исключительно местными вопросами.

18. При иностранных дел, военном и финансов организуются особые отделы по крымским делам.

19. При гетмане вводится особый статс-секретарь по крымским делам с правом голоса в заседаниях Совета министров по всем вопросам, которые затрагивают вопросы Крыму. Он назначается гетманом из числа трех кандидатов, предоставленных ему Крымским Краевым правительством.

На заседании 10 октября крымская делегация отвергла украинские предложения, при этом Ахматович заявил: «Проект соединения, представленный вами, является проектом порабощения».

Принятие украинского проекта, как подчеркнула делегация в своем отчете, повлекло бы «такое изменение в политическом положении Крыма и такая ущерб его материальным интересам, что осуществить такое изменение без ясно выраженной воли Крымского народа делегация не считала себя правомочной».

В свою очередь, крымчане озвучили такое видение будущего государственного объединения:

1. Крым устанавливает с украинским государством федеративный союз.

2. Взаимные отношения участников союза в политической, экономической, финансовой, судебной и административной сферах определяются соответствующими соглашениями, в другом члены союза пользуются полной самостоятельностью.

3. Союз открыт для присоединения новых членов, столицей союза должен быть Киев

4. Окончательная судьба и Крыма и союза в целом должна быть определена на будущей мирной конференции.

5. Статс-секретарь из крымских дел при гетмане назначается крымским правительством.

6. Предложение украинских уполномоченных и контрпредложение крымской делегации принадлежит передачи на обсуждение крымского правительства.

А до решения политических проблем крымчане предложили сосредоточиться сначала на решении спорных экономических вопросов.

Но крымские предложения были отклонены украинской стороной.

Лизогуб заявил, что не только делегация, но и само правительство Крыма не имеет полномочий для создания подобных межгосударственных союзов.

Впрочем, совсем безрезультатной эту встречу считать нельзя — как телеграфировал Сулькевичу Ахматович следующий день, 11 октября, «граница, установленная украинским правительством на Арабатской стрелке в урочище Валок, снята, о чем сообщаю Вам».

На заседании 12 октября, которое произошло уже без участия Лизогуба, крымчане согласились передать украинский проект в Симферополь, но попросили месяц на его детальное изучение.

Дорошенко с легкостью согласился, потому что время работал на Украину: «Делегация сказала себе, чтобы эти условия были доставлены в Крым для обсуждения и утверждения Курултаем и съездом национальных и общественных организаций Крыма.
Представители от населения в делегации кулуарно уверяли нас, что на этих съездах не будет серьезной оппозиции против объединения с Украиной.

Между тем немцы согласились передать Украине Черноморский флот: и в Севастополе на укреплениях и на нескольких торпедных и канонерских судах подняли украинский военно-морской флаг.

Это были предпосылки к установлению фактической власти Украинского государства над Крымом «.

В тот же день переговоры де-факто завершились, Ахматович покинул Киев, отбыл и Ройс.

Крымская делегация во главе с Чарыковым раз встретилась с украинскими министрами 16 октября, заключила ряд отдельных экономических соглашений и вернулась в Симферополь.

Желая надавить на Крым, правительство украинского государства уже на следующий день возобновило таможенную войну, но на этот раз она велась значительно жестче.

Как передавал слова очевидцев «Крымский вестник» от 22 октября, «раньше позволяли провоз хотя бы для собственного потребления, а теперь отбирают все.

Особенно страдают от закрытия украинской границы некоторые наши кооперативы, которые закупили на большие суммы массу фуража и других продуктов и теперь лишены возможности доставить их … В результате Крыму грозит голод «.

На этом фоне 30 октября начались переговоры с новой крымской делегацией во главе с Никифоровым, но уже было слишком поздно.

7-10 ноября крымский земский съезд потребовал создания на полуострове нового демократического правительства, 11 ноября Германия проиграла Первую мировую войну и на следующий день начала вывод своих войск из Крыма, 14-го члены кабинета Сулькевича оставили свои должности, а на следующий день к власти пришло второе Краевое правительство во главе с Соломоном Крымом — горячим сторонником единой и неделимой России.